1. Археология и ее место в системе наук.
2. Археологические источники (памятники). Типы
археологических памятников.
3. Культурный слой. Археологическая культура и
культурно-историческая общность.
4. Археологическая периодизация и хронология.
5. Основные этапы работы археолога.
6. Основные методы полевых и лабораторных
исследований.

Основная литература
Авдусин Д.А. Основы археологии. М., 1989.
Авдусин Д.А. Полевая археология СССР. М., 1980.
Археология. Учебник / Под ред. В.Л. Янина. М., 2006,
2013.
Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.
Мартынов А.И. Археология. М., 2014, 2016.

Археология – отдел
истории, изучающий
возникновение и развитие человека и человеческого
общества, законы и закономерности этого развития
преимущественно по вещественным источникам и с
помощью только ей присущих научно-обоснованных
методов.

Соотношение археологических и
письменных источников в
реконструкции исторического
процесса
Цель археологии – на основании археологических
источников реконструировать исторический процесс.

Археологические памятники – это
остатки деятельности людей в ту или
иную археологическую эпоху.


1. Поселение – место жизни людей в прошлом.
- Стоянка – недолговременное поселение. Стоянки
часто связаны с местами добычи и обработки камня,
руды, кратковременных поселений скотоводов.
- Городище – поселение, окруженное валами, рвами,
содержащее остатки укреплений (частокол). Они
появились в эпоху бронзы и характерны для
последующих эпох.
- Селище – неукрепленное поселение.
- Древние города

Типы археологических памятников
2. Погребение и погребальное сооружение
- Грунтовая могила – погребение в яме, без насыпи
сверху; скопление могил – могильник.
- Курган – над погребением, будь оно в яме или без
нее, сооружена земляная или каменная насыпь;
скопление курганов – курганная группа.
- Гробница – погребение совершено в помещении
внутри сооружения и к нему ведет коридор-дромос
(пирамида, склеп, мавзолей).
Обряды погребений:
- трупоположение (ингумация)
- трупосожжение (кремация)
Кенотаф – своеобразное «погребение»
останков умершего, т. е. пустая могила.
без

Типы археологических памятников
3. Мегалитические сооружения
- Дольмен – ящик из крупных каменных блоков, сверху
покрытый каменной плитой.
- Менгир – большая каменная стела.
- Кромлех – круглое сооружение из больших камней.

Типы археологических памятников
4. Памятники наскального искусства
5. Памятники хозяйственной деятельности
6. Пещерные памятники
7. Архитектурно-археологические памятники
8. Каменные изваяния

Типы археологических памятников
9. Клады
10. Эпиграфические памятники
11. Памятники подводной археологии
12. Ратные поля

1
2
3
4

1
2
3

2
1
3
4
5

К археологическим источникам относятся
не только памятники, но и артефакты, которые
можно отнести к группам:
1. орудия труда;
2. предметы быта;
3. вооружение;
4. украшения

2
1
3
4
5

Культурный слой – исторически сложившаяся
система напластований, образовавшаяся в результате
жизни и деятельности человека.

Археологическая
культура

общность
археологических памятников и предметов, относящихся
к одному времени, распространенных на конкретной
территории.
Культурно-историческая
общность

многокомпонентные
культурные
образования
со
сходными закономерностями развития материальной
культуры, которые совпадают с границами природногеографических зон.

Периодизация – деление истории человечества на
большие, существенно отличающиеся друг от друга эпохи.
Эпоха
КАМНЯ
Период
Палеолит
Ранний
(нижний)
Время
Олдувай
Ашель (ранний,
поздний)
Мустье
Поздний
(верхний)
3 млн – 800 т. л. н.
800 тыс. лет – 120 т. л. н.
120(100) – 40 т. л. н.
40 – 12(10) т. л. н.
Мезолит
12(10) – 7 т. л. н.
Неолит
7 – 4 тыс. до н. э.
БРОНЗЫ Энеолит
3 – нач. 2 тыс. до н. э.
Бронза
2 – нач. 1 тыс. до н. э.
ЖЕЛЕЗА
VIII в. до н. э. – IV в. н. э.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХЕОЛОГИЯ
V – XVII в.

Хронология – наука о времени.
- Относительная – установление одновременности
или
последовательности
событий,
явлений,
памятников, предметов.
- Абсолютная – установление конкретных дат
применительно к нашему летоисчислению.

Самовольные раскопки преследуются по закону!!!

Основные этапы работы археолога:
1. Полевой – включает в себя археологические
разведки и археологические раскопки открытых
памятников.

«Занятия для детей» - План- схема наблюдений за педагогическим процессом. Эффективность выбора приемов и методов воспитания и обучения. Организация предметной среды. 12.Приемы и методы нравственного воспитания. 13.Уровень сформированности нравственных качеств у детей. 14. Схема анализа педагогом собственной педагогической деятельности.

«Музыкальные занятия» - Классификация современных методов в музыкальной коррекции детей с РДА: Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию; Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии; Релаксационные методы; Коммуникативные методы; Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности.

«Занятия по развитию речи» - На занятии решается основная речевая задача. Воспитание ЗКР. Культурная языковая среда. Методы развития связной речи: Ведущими формами выступают: Искусство, музыка, театр. Художественная литература. Занятия по другим разделам программы. Формирование грамматического строя речи. Важной формой работы по развитию речи является занятие:

«Коррекционные занятия» - Психологическим фоном коррекционного процесса является: Использование многократных указаний, упражнений. Тема: «Роль профессиональной компетентности учителя в формировании качества знаний учащихся классов специального образования (7 вида)». Педагогические условия организации коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения.

«Занятия физикой» - Важная роль отводится визуализации физических процессов; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ в 7 классах. Преимущества блоков. При подготовке выпускников к итоговой аттестации. Страницы для моих учеников: Объективные. «Готовимся к контрольным и зачетам». В учебной деятельности.

«Занятия математикой» - Г. Галилей. Леонардо да Винчи. С.Д. Пуассон. А.Н. Уайтхед. М.В. Ломоносов. А.Н. Колмогоров. Н. Винер. Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кто такие археологи?

Под землей хранятся тайны, Всех эпох и всех веков. Но, конечно, кто-то смелый, Их раскрыть всегда готов. Чей этот меч, а чей этот клык? Кто ответить сможет вмиг? Ни биолог, ни зоолог, А, конечно, археолог! Для истории открытья, Они ищут далеко. Удивляют нас находкой, Что в земле лежит давно. По крупицам всю эпоху, Создадут они легко. Наших предков клад находят, И дарят нам они его.

Археологи - это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.

Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми

Другие оказались на пути извергающегося вулкана

Или были смыты во время наводнений

Прежде чем приступить к раскопкам археологи внимательно рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения. Обходя пешком исследуемую территорию, он заметит углубления в земле, необычные холмы, обратит внимание на черепки старинной посуды, торчащие из-под земли.

Труд археолога очень труден и кропотлив. Сначала с помощью лопатки раскапывают слои земли,

А потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так как предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана

Но иногда археологи находят только осколки предметов. И тогда им приходиться собирать их по частям.

Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какая посуда была у древних людей

Какие были орудия труда и оружие у охотников

Как женщины носили украшения.

Как выглядели старинные города

Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают нас.

А мы с вами можем все эти найденные вещи и предметы увидеть в музеях археологических раскопок

Подготовила воспитатель: г.Бологое Тверская область МБДОУ №4 «Светлячок» Тимошкина Наталья Ивановна



В чём польза археологии? Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, сейчас находятся под толстым слоем земли. Эти предметы помогают восстановить жизнь людей в далёком прошлом (о котором нет письменных свидетельств) Поэтому необходимо производить раскопки.


Археология – наука о древности. Греческое слово «архео» означает «древний», а «логос» - слово, наука. Археология – это наука, которая изучает жизнь людей в древности, по сохранившимся вещественным памятникам (вещественным, письменным и изобразительным историческим источникам)


Главное занятие археологов – раскопки Археологи делают раскопки (это очень тяжелая работа), терпеливо снимая землю слой за слоем. Очень важно точно определить положение предмета в определенном слое земли. Это помогает установить время его появления (датировать его). Раскопки позволяют извлечь из под земли орудия труда, оружие, останки людей, остатки жилищ, черепки посуды и многое другое. К какому виду исторических источников относится перечисленное?









Как работают археологи? Под землёй сохраняются и письменные исторические источники. При раскопках более поздних слоев находят глиняные таблички, каменные пластинки, на которых сохранились древние надписи, содержащие сведения о событиях, правителях, законах, повседневной жизни людей. Самые древние рукописи датированы II в. до н.э. Определите, сколько веков и лет они пролежали в земле.





Найденные предметы изучают в археологических лабораториях. Таким образом, археологи не только копают, но и извлекают из добытого ими материала историческую информацию, на основе которой, составляют отчеты по археологическим экспедициям (описания). Изученные предметы археологи передают в музеи, где хранится часть исторических источников. Где ещё, кроме музеев, хранятся исторические источники? Правильно! В архивах и библиотеках.


Благодаря сохранившимся останкам людей, мумиям, древним изображениям мы знаем, как выглядели наши предки. Ученые научились восстанавливать лица древних людей по их черепам. Изучением и восстановлением физического облика древних людей занимается наука антропология.








Вопросы для самопроверки: 1. Что в переводе с греческого означает слово «археология»? 2. Зачем нужна археология, какую пользу она приносит для изучения истории? 3. Археология – что это? 4. Чем занимаются археологи? 5. Где изучаются археологические материалы? 6. Куда передаются изученные предметы древности?

Слайд 2

Что такое археология?

  • Археология - наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
  • «Архайос»-древний, «логос»-наука.
  • Археологические источники-предметы обнаруженные в ходе раскопок: орудия труда, сосуды, оружие, украшения, захоронения, развалины поселений и т.д.
  • Слайд 3

    Совок - инструмент археолога

    Труд археолога кропотлив и тяжел. Очень часто, для того, чтобы добраться до цели им приходится снимать с поверхности несколько тонн грунта, но при этом, они не могут пользоваться экскаваторами, или тракторами. Орудиями археолога являются лопата, совок и кисточка. Почему?

    Слайд 4

    Культурный слой

    Люди нередко живут на одном месте в течение нескольких тысячелетий. Вещи, мусор, пыль постепенно образуют так называемый культурный слой. Его глубина может достигать 20 метров. Почва, в которой нет никаких следов жизнедеятельности человека, называется материком. Задача археолога состоит в тщательном исследовании культурного слоя.

    Слайд 5

    Древние орудия труда

    Раскопки в Африке привели к обнаружению огромного количества древних орудий труда. Они изготавливались из камня. Камень разбивался и получались длинные острые пластинки – скребки. Позднее люди начали обрабатывать камень, отбивая небольшие кусочки. В итоге появились отщепы и каменные рубила.

    Слайд 6

    Наскальные рисунки и надписи

    • Очень часто объектом внимания археологов становятся не только недра нашей планеты, но и горы. Для ученых огромной удачей считается обнаружение наскальных рисунков и надписей.
    • Особенно тщательно обследуются районы, которые подлежат затоплению, чтобы памятники истории безвозвратно не исчезли.
  • Слайд 7

    Древние города и поселения

    В ходе раскопок ученые нередко обнаруживают развалины городов и древних поселений. Перед ними предстают остатки домов улиц, вещей, которыми пользовались древние люди. Все это позволяет довольно точно составить представление об их жизни, культуре и истории.

    Слайд 8

    Как работают археологи

    Предмет, обнаруженный в земле, сам по себе расскажет о прошлом немного. Но в сочетании с другими находками, он может дать богатейшую информацию. Поэтому раскопки проводятся по строгой системе. Раскоп делится на квадраты 10х10 м и все найденное в нем тут же фиксируется на специальном плане.

    Слайд 9

    • Итогом раскопок и дальнейшего анализа полученных материалов является реконструкция исторического прошлого.
    • На слайде изображен примерный вид древнего поселения Аркаим, открытого в Челябинской области.
  • Слайд 10

    Холмы

    Холмы всегда вызывают у археологов повышенный интерес. Нередко они имеют искусственное происхождение и являются курганами – искусственными насыпями над захоронением. В курганах обнаруживают огромное количество предметов, которые должны были сопровождать покойного в загробной жизни.

  • Слайд 11

    Поиски тайн

    • Ежегодно ведутся несколько тысяч археологических раскопок, но лишь некоторые приносят их организаторам всемирную известность.
    • В 1868 г. немецкий торговец Г.Шлиманн отправился на поиски легендарной Трои, воспетой Гомером в поэме «Иллиада» .
  • Посмотреть все слайды


    Close