Классическая (административная) школа управления (гг.) Самарина Н. Мальцева В. Кузнецов Д. Оллаков А. Папоян А.


Основатели школы А. Файоль А. Файоль Л. Урвик Л. Урвик Д. Муни Д. Муни А. Слоун А. Слоун А.Гинсбург А.Гинсбург А.Гастев А.Гастев С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. А. Файоль


Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, почти всю свою сознательную жизнь (58 лет) проработал во французской компании по переработке угля и железной руды. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, почти всю свою сознательную жизнь (58 лет) проработал во французской компании по переработке угля и железной руды. Диндалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Диндалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс».


Главная цель школы Главной целью данной школы была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.


Файоль рассматривал организацию как единый организм, для которого характерно наличие 6 видов деятельности: 1. Технологическая\техническая деятельность; 2. Коммерческая (закупка, продажа, обмен); 3. Финансовая (поиск капитала и его эффективное использование); 4. Бухгалтерская деятельность (инвентаризация и учет имущества, сырья, материалов); 5. Защитная функция (защита собственности и личности); 6. Административная (воздействие на личный состав).


Файоль выделил 14 принципов управления: 1. Разделение труда, которое повышает квалификацию и уровень выполнения работ. 2. Полномочия и ответственность.Где даются полномочия - там возникает ответственность. 3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. 4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. 5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. 6. Подчиненность личных интересов общим.


7. Вознаграждение персонала. 8. Централизация. Соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. 9. Скалярная цепь или цепь взаимодействия заключается в четком построении цепей следования команд от руководства к подчиненным. 10. Порядок – все должны знать свое место в организации. 11. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия. 12. Стабильность рабочего места для персонала и постоянство состава персонала. 13. Инициатива, т.е. поощрение сотрудников при разработке ими новых идей. 14. Корпоративный дух заключается в формировании корпоративной культуры с ее нормами, правилами, философией.


Файоль подготовил ряд советов и рекомендаций для начинающих менеджеров: · дополняйте свои технические знания умением управлять; · получайте дополнительные знания в процессе общения с руководителями; · контролируйте свои слова и поступки в процессе общения с подчиненными, не делайте несправедливых замечаний; · не злоупотребляйте доверием начальника; · старайтесь, как можно объективнее подходить к оценке окружающих вас людей, по возможности избегайте в своих суждениях критики; · постоянно занимайтесь самообразованием, старайтесь быть в курсе последних научных достижений.


Положительные черты школы: Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования. Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования. Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера. Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера. Разработка целостной системы управления организацией. Разработка целостной системы управления организацией. Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия. Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия. Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху. Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху.


Отрицательные черты школы: Невнимание к социальным аспектам управления. Невнимание к социальным аспектам управления. Невнимание к человеческому фактору на предприятии. Невнимание к человеческому фактору на предприятии. Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов. Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов.


Особенности классической школы управления: Рациональное управление предприятием «сверху» Рациональное управление предприятием «сверху» Рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные Рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и отвественность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д. Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и отвественность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д. Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности Разработка вопросов общего управления Разработка вопросов общего управления



В отличие от школы научного управления, которая занималась в
основном вопросами рациональной организации труда отдельного
рабочего, представители классической школы разрабатывали
подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Файоль и другие представители относились к администрации
организаций, поэтому часто классическую школу называют
административной.
Целью классической школы было создание универсальных
принципов управления, следование которым приведет организацию
к успеху.

По мнению Файоля, администрирование составляет часть
управления, которое включает шесть основных групп операций
управленческой деятельности:
техническую и технологическую (производство, изготовление,
переработка);
коммерческую (закупка, продажа, обмен);
финансовую (привлечение капиталов и эффективное управление ими);
охранную (охрана собственности физических лиц);
учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки
производства, статистика);
административную (предвидение, организация, распорядительство,
координирование и контроль).

Анри Файоль

Файоль родился в 1841 году в
пригороде Стамбула в Турции, где его
отец руководил строительством моста
через бухту Золотой Рог. В 1847 году его
семья вернулась домой во Францию.
Окончив Горную школу Сент-Этьена, он
устроился на работу в
горнодобывающую
компанию Compagnie de CommentryFourchambeau-Decazeville, в
которой занимал пост руководителя.
В 1916 году, всего через несколько лет
после публикации Тейлором своей
теории научной организации труда,
Файоль опубликовал работу «Общее и
промышленное управление». В своей
книге Файоль обобщал наработанные
им схемы управления, создавая
логически стройную систематическую
теорию менеджмента.

Принципы управления по Файолю

Разделение труда - перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение
производительности труда, ввиду того, что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
Власть и ответственность - право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их
последствия.
Дисциплина - необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания
дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к
нарушителям порядка.
Единоначалие - каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает
распоряжения.
Единство действий - группа работников должна работать только по единому плану, направленному на
достижение одной цели.
Подчинённость интересов - интересы работника или группы работников не должны ставиться выше
интересов организации.
Вознаграждение - наличие справедливых методов стимулирования работников.
Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень
централизации зависит от каждого конкретного случая.
Иерархия - организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности,
необходимо сократить во избежание вреда.
Порядок - определённое место для каждого лица и каждое лицо на своём месте.
Справедливость - уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание благожелательности
и правосудия.
Стабильность персонала - текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого
менеджмента.
Инициатива - предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
Корпоративный дух - сплочённость работников, единство силы.

Генри Форд

Родился в семье эмигрантов из
Ирландии, проживавшей на ферме в
окрестностях Детройта. Когда ему
исполнилось 16 лет, он убежал из
дома и уехал работать в Детройт. В
1891-1899 годах исполнял
обязанности инженера-механика, а
позже и главного инженера в
«Электрической компании
Эдисона». В свободное от работы
время сконструировал свой первый
автомобиль. С 1899 по 1902 год был
совладельцем «Детройтской
автомобильной компании», но из-за
разногласий с остальными
владельцами фирмы ушёл из неё и
основал Форд Мотор Компани,
которая первоначально выпускала
автомобили под маркой Ford A.

Вклад Форда в развитие менеджмента

Его вклад в развитие менеджмента характеризуется также
следующими вещами:
1. На базе его заводов возникали самые ранние училища ремесла во всей
Америке.
2. На своих предприятиях Форд платил рабочим самую высокую зарплату, в
два раза выше, чем средняя зарплата в Америке, этот факт вызвал
недовольство предпринимателей.
3. Форд ввел 8-мичасовой рабочий день на своих заводах.
4. Особо успешные ученики получали возможность учиться в его собственной
школе, где к тому же могли получать стипендии за свои достижения.
5. Построил собственную лабораторию социального направления, где изучали
условия, в которых живут, работают и отдыхают его рабочие.
6. Всегда стремился к улучшению различных качеств своих автомобилей, к
разработке новых моделей и снижению цен, что было выгодно для
потребителей.
7. Рабочие Форда никогда не занимались тяжким, непосильным трудом, это
всегда делали машины, которых было на заводах в предостаточном
количестве.

Мэри Паркер Фоллетт

Фоллетт родилась в штате
Массачусетс и провела большую
часть своей ранней жизни там.
В 1898 году окончила колледж
Рэдклифф, но получила отказ
доктора в Гарварде при приёме
на работу на том основании, что
она была женщиной.

Четыре фундаментальных принципа организации

Фоллетт выделила четыре принципа координации,
которые считала ключевыми для эффективного
управления.
Координация предусматривает «взаимную связь» всех
факторов.
Координация - это непосредственный контакт,
выражающийся в прямой связи между всеми ответственными
участниками, независимо от того, каково их место в иерархии.
Координация -должна начинаться на ранних этапах. Она
охватывает всех лиц, имеющих отношение к процессу, уже на
начальном этапе проекта.
Координация должна быть постоянным процессом,
построенным на понимании того, что единства не существует -
есть лишь непрерывный процесс унификации.

Cлайд 1

Венская классическая школа Презентация к уроку музыки в 7 классе. Выполнила Жигайлова С.А. – учитель музыки ГБОУ ЦО №1637 г.Москва

Cлайд 2

Венская классическая школа Венская классика, венская классическая школа (около 1780-1827) - направление европейской классической музыки второй половины XVIII века в Вене. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

Cлайд 3

Йозеф Гайдн Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой. Вольфганг Амадей Моцарт Людвиг ван Бетховен

Cлайд 4

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра - его стабильного состава (до 110 музыкантов)

Cлайд 5

С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи -симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла.

Cлайд 6

Симфония - музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной, которой и определяется тональность всей симфонии. Создателем классической формы симфонии и оркестрового колорита считается Гайдн; значительный вклад в её развитие внеслиМоцарт и Бетховен. В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода.

Cлайд 7

Франц Йозеф Гайдн 1 апреля 1732- 31 мая 1809 Австрия Один из основоположников симфонии, всего 107.

Cлайд 8

Симфония № 45 «Прощальная симфония» (1772). Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Симфонию доигрывают лишь два скрипача, которые после завершения музыки уходят вслед за остальными. Состав оркестра: два гобоя, фагот, две валторны, струнные (1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели и контрабасы).

Cлайд 9

СИМФОНИЯ № 103 МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР (С ТРЕМОЛО ЛИТАВР) Свое название «с тремоло литавр» симфония получила благодаря первому такту, в котором литавра играет тремоло на тоническом звуке ми-бемоль.

Cлайд 10

Вольфганг Амадей Моцарт 27 января 1756, Зальцбург - 5декабря 1791, Вена Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. Написал около 50 симфоний.

Cлайд 11

Симфония №40 соль минор принадлежит к наиболее популярным произведениям Моцарта. Среди всех моцартовских симфоний соль-минорная наиболее непосредственно-эмоциональна, лирически-задушевна. Ее можно назвать лирико-драматической симфонией. В состав оркестра симфонии входят: флейта, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, первые и вторые скрипки,альты, виолончели и контрабасы

Cлайд 12

СИМФОНИЯ NO 41 ДО МАЖОР «ЮПИТЕР» отличается таким же высоким художественным мастерством, как и соль-минорная. Но до-мажорная симфония более объективна, эпична, монументальна. Потому она и получила название. (Название «Юпитер» ей дал Дж. П. Саломон, известный английский скрипач). Состав оркестра: флейта, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные. Чайковский, очень любивший все творчество Моцарта, называл эту симфонию «одним из чудес симфонической музыки».

Cлайд 13

Людвиг ван Бетховен. 17 декабря 1770, Бонн, Германия - 26марта 1827, Вена, Австрия. Немецкий композитор, дирижёр и пианист. Написал 9 симфоний.

Cлайд 14

Симфония № 5 до минор, написанна в 1804-1808 годах. Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является двойной «мотив судьбы» из четырёх тактов:

Cлайд 15

Симфо ния № 9 Ре минор. Последняя завершённая симфония, созданная в 1824, она включает в себя часть «Оды к радости», поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистом и хором в последней части. Это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами. Состав оркестра Деревянные духовые Флейта пикколо 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета 2 фагота Медные духовые 4 валторны 2 трубы 3 тромбона Ударные Литавры Треугольник Тарелки Большой барабан Струнные I и II скрипки Альты Виолончели Контрабасы Вокальные партии Сопрано (соло) Контральто (соло) Тенор (соло) Баритон (соло) Смешанный хор Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Там, над звёздною страной, - Бог, в любви пресуществлённый!

Cлайд 16

Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Там, над звёздною страной, - Бог, в любви пресуществлённый! Симфо ния № 9 Ре минор. Последняя завершённая симфония, созданная в 1824, она включает в себя часть «Оды к радости», поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистом и хором в последней части. Это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами. Состав оркестра Деревянные духовые Флейта пикколо 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета 2 фагота Медные духовые 4 валторны 2 трубы 3 тромбона Ударные Литавры Треугольник Тарелки Большой барабан Струнные I и II скрипки Альты Виолончели Контрабасы Вокальные партии Сопрано (соло) Контральто (соло) Тенор (соло) Баритон (соло) Смешанный хор

ХРОНОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (фигуры и даты) е П. Буагильбер (1646 – 1714) У. Петти (1623 – 1687) Р. Кантильон (1680 – 1734) Д. Ло (1671 – 1729) А. Смит (1723 – 1790) Ж-Б. Сэй (1767 – 1832) Г. Торнтон (1760 – 1815) Т. Мальтус (1766 – 1834) Д. С. Милль (1806 – 1873) С. де Сисмонди () Карл Маркс (1918 – 1883) Ф. Кенэ (1694 – 1774) П. Сраффа (1898 – 1983) Споры о развитии капитализма в России Д. Рикардо (1772 – 1823) Д. Юм (1711 – 1776)


ИНДИВИД против ЛЕВИАФАНА «Невидимая рука» Адама Смита Идеология либерализма Метафора или теория? 200 лет поисков и разочарований Т. Гоббс (): логика «Левиафана» Д. Локк () : «трудовая теория собственности » Б. Мандевиль (): «Пороки частных лиц –благо для общества»


ТРУД–ОСНОВА БОГАТСТВА «Труд – отец и активный принцип богатства, Земля – его мать» Уильям Петти (Sir William Petty) Трактат о налогах и сборах, 1662 Объяснить богатство свести к единому принцип трудовой стоимости! труд – источник богатства труд – мерило богатства труд - основа цен («естественных», в отличие от «политических») труд - критерий распределения


ИДЕЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ Пьер де Буагильбер Pierre le Pesant, Sieur de Boisguilbert (1646 – 1714) 1 Пропорциональные цены: «Всякий покупает продукт своего соседа… только на жестком условии …, что продавец сделает то же самое … Чтобы существовала благоприятная ситуация, надо, чтобы все вещи были в постоянном равновесии и сохраняли пропорциональную цену в отношениях между собой и в отношении издержек, которые необходимы для их воспроизводства». 2 Свободная конкуренция




ПРЕДПОСЫЛКИ И СТРУКТУРА КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ Механизм «невидимой руки» Источники и факторы богатства Кругооборот Накопление капитала Распределение богатства РАВНОВЕСИЕ КРИЗИСЫ АКТИВНАЯ РОЛЬ ДЕНЕГ ТЕОРИЯ ОБМЕНА ТЕОРИЯ БОГАТСТВА + КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА = Нейтральность денег Идея пропорцио- нальности Индивидуализм Труд – основа богатства


ФИЗИОКРАТЫ Франсуа Кенэ () - лидер школы физиократов (секты «экономистов») Автор «Экономической таблицы» - первой теоретической модели в истории экономической науки Придворный врач Людовика XV


ТЕОРИЯ ПРОДУКТА Смысл «экономической таблицы» - отображение кругооборота общественного продукта и доходов Структура и основные предпосылки модели: три класса общества: земельные собственники фермеры горожане (торговцы и ремесленники) сельское хозяйство – единственный производитель «чистого продукта» (горожане – стерильный класс) годовой производственный цикл


20 единиц дохода 10 ед. дохода 10 ед. 10 ед. 20 ед. 20 ед. «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА» Фермеры Бесплодный Земельные класс собственники 1 шаг: земельные собственники получают ренту от фермеров - 20 ед. 2 шаг: собственники закупают продовольствие у фермеров (10 ед.) и мануфактуру у горожан (10 ед.) 3 шаг: горожане покупают у фермеров продовольствие (10 ед.) 4 и 5 шаги: фермеры закупают продукцию горожан, а горожане на вырученные деньги – сырье у фермеров (10 ед.)


Адам СМИТ (1723 – 1790) Труд (не торговля) – источник и мерило богатства Общественный продукт (не денежный доход) – воплощение богатства Базовые абстракции классической политэкономии: 3 фактора производства (Труд – Земля - Капитал) 3 общественных класса (Рабочие – Зем/собственники – Влад/капитала) 3 вида доходов (Зарплата – Рента – Прибыль)




ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ ГОДОВОЙ ПРОДУКТ ЗЕМЛИ И ТРУДА - II ГОДОВОЙ ПРОДУКТ ЗЕМЛИ И ТРУДА ПРОИЗВОДИ- ТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА НЕПРОИЗВОДИ- ТЕЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ ПРОИЗВОДИ- ТЕЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ БЕРЕЖЛИВОСТЬ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДОХОДА Размеры рынка Разделение труда АДАМ СМИТ о факторах роста богатства


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ПО РИКАРДО Прибыль Зарплата Средняя отрасль Д. Рикардо: « более щедрое вознаграждение /рабочего/... не влечет за собой... повышения цены, но оказывает большое влияние на понижение прибыли... Судить о повышении или падении ренты, прибыли и заработной платы можно лишь в соответствии с разделением всего продукта... между тремя классами..., а не в соответствии со стоимостью этого продукта»






ВЫХОД НА ПРАКТИКУ Принцип «невидимой руки» А. Смита (ранее во Франции - laissez faire – laissez passer, или требование свободы действия и передвижения): Осуждение любых монополий Свобода торговли, особенно внешней Функции государства, по А. Смиту: оборона правосудие общественные работы и учреждения общественного блага




Рикардианство как «большая теория». Правила логики Система категорий (стоимость, прибыль, рента) Эмпирические постулаты (закон народо- населения, закон убывающего плодородия) Закон понижения средней нормы прибыли Упрощающие предпосылки Исторический пессимизм Признание адекватности британским условиям Интерпретация британских реалий и практические выводы в свете теории Теоретические компоненты Практические компоненты




Жан-Батист СЭЙ и его ЗАКОН РЫНКОВ (СБЫТА) Жан-Батист Сэй () – горячий поклонник и популяризатор идей А. Смита во Франции «Общий спрос на продукты всегда равен сумме имеющихся продуктов… Нельзя представить, чтобы продукты труда всей нации стали когда-либо избыточными, если один товар даёт средства для покупки другого» Т.е. деньги не играют активной роли!


Казус Генри ТОРНТОНА 1760 – 1815 Критика денежной доктрины А. Смита – деньги активны! Фактор доверия в денежной экономике: шанс и риски Кредит и стимулирование хозяйственной активности Кредит и перехват ресурсов Эффект вынужденных сбережений Косвенный механизм денежной трансмиссии ЗАБЫТ, ИДЕИ ПЕРЕОТКРЫТЫ ЧЕРЕЗ 96 ЛЕТ ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ!!!


СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: КОНЕЦ ХIХ века Формы политико-экономического знания, по Д. Невилу Кейнсу ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ И с к у с с т в о политической экономии, или прикладная экономика Н а у к а политической экономии Позитивная Нормативная / этика политич. экономии/ абстрактная конкретная дедуктивная индуктивная

1 слайд

ЛЕКЦИЯ 26 Классическая политическая экономия. Общая характеристика и этапы развития. А. Смит и Д. Рикардо

2 слайд

Классическая школа: зарождение, развитие, макроэкономические теории В XVII-XVIII веках капиталистические отношения утвердились в европейских странах, и это стало исходным пунктом наступления условий «полного laissez faire» – экономического либерализма. С этого времени зарождается новая теоретическая школа экономическая мысль, получившая название классическая политическая экономия. После государственного переворота 1688 г. Англия превратилась в конституционную монархию, между землевладельцами и буржуазией наконец-то был достигнут компромисс, но меркантилистская идеология английского правительства еще не была преодолена: государство по-прежнему охраняло монополии, назначало ввозные пошлины и вывозные премии, регламентировало цеховую деятельность путем ограничения числа работающих в каждой профессии. Для изменения экономической политики требовалась новая идеология. Это задачу взяли на себя блестящие экономисты, родоначальники классической политической экономии, англичанин Уильям Петти (1623-1687) и француз Пьер де Буагильбер (1646-1714). Эти авторы осуждали протекционистскую систему, которая сдерживала свободу предпринимательства, ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального богатства в сфере материального производства.

3 слайд

Представители новой школы отличались и тем, что заново сформулировали метод и предмет изучения экономической теории. В качестве предмета изучения «классики» выдвинули сферу производства. Метод изучения и экономического анализа обрел новые черты через внедрения новейших методологических приемов, которые довольно успешно обеспечили глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности. Экономисты-классики видели задачу экономической науки в изучении не действительно происходящих событий, а лишь тех сил, которые некоторым, не вполне понятным образом предопределили возникновение реальных явлений. Экономисты-классики подчеркивали, что выводы экономической науки, в конечном счете, основываются на постулатах, в равной степени почерпнутых из наблюдаемых «законов производства» и субъективной интроспекции. К. Маркс считал, что «классики», в творчестве своих лучших авторов А. Смита и Д. Рикардо, совершенно не допускали скольжения по поверхности экономических явлений. По его мысли, «классическая школа исследовала производственные отношения буржуазного общества». Классическая политическая экономия в своем учении исследовала анализ условий свободной хозяйственной деятельности только капиталистического строя.

4 слайд

В развитии классической политической экономии можно выделить четыре основных этапа. Первый этап. Начинается на рубеже XVІІ – начале XVІІІ вв., когда в Англии благодаря творчеству У. Петти и во Франции – П. Буагильбера, стали формироваться признаки, зачатки нового, альтернативного меркантилизму, учения, которое впоследствии назовут классической политической экономией. В их трудах были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг (посредством учета количества затраченного в процессе производства рабочего времени и труда). Ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (неденежного) богатства в сфере материального производства.

5 слайд

Второй этап. Этот период целиком и полностью прикреплен к имени и творчеству великого ученого-экономиста Адама Смита, чьи гениальные творения стали наиболее значительными достижениями экономической науки всей последней трети XVІІІ в. на его теоретических изысканиях во многом основываются и современные концепции о товаре, его свойствах, о деньгах, заработной плате, прибыли, капитале и др. Третий этап. Хронологические рамки этого этапа охватывают всю первую половину XІX в., в течение которой в развитых странах, особенно в Англии и Франции, произошел переход от мануфактурного производства к заводам и фабрикам, т.е. к машинному, индустриальному производству. В этот период выделились такие экономисты, как Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ж.Б. Сэй, Ф. Бастиа и пр., каждый из этих авторов, следуя за «отцом» классической политической экономии Адамом Смитом, оставили в истории экономической мысли весьма заметные следы. Четвертый этап. Последний период классической политической экономии приходится на вторую половину XІX в. и обусловлен трудами Дж. С. Милля и К. Маркса, которые взяли на себя обязанность кодифицировать лучшие достижения «классической школы». На четвертом этапе уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли – «неоклассической экономической теории». Однако популярность теоретических воззрений «классиков» оставалась довольно внушительной, потому как они симпатизировали рабочему классу и были обращены к социализму и реформам.

6 слайд

А. Смит и Д. Рикардо Заслуга Адама Смита в становлении классической политической экономии заключается в том, что он кодифицировал ее и составил базу для следующих поколений. Еще в «Теории моральных чувств» он ввел знаменитый принцип «невидимой руки» и продолжил развитие своих идей в в «Исследование о природе и причинах богатства народов». Здесь Смит полностью посвятил себя изучению развития экономики в обществе и способам повышения его благосостояния, применяя при этом абсолютно новые методологические приемы анализа и поддерживая концепцию экономического либерализма. Он признавал значимость законов, действующих в рыночной экономике и выступал за свободную конкуренцию. Он доказывал, что судьба каждого субъекта экономики предопределена, а бережливость – главный фактор увеличение прибыли. Основные идеи: теория конкуренции, принципы рыночного регулирования, трудовая теория стоимости и исследование факторов производства, исследование денег как средства обмена, закон обратной пропорциональности между заработной платой и прибылью Давид Рикардо: трудовая теория стоимости, теория заработной платы, теория капитала, теория прибыли, теория денег. Рикардо полагал, что стоимость не складывается из заработной платы, прибыли и ренты, а разлагается на них или – источником ренты является не особая щедрость природы, а прилагаемый труд.

7 слайд

Зарождение либерального реформизма и возникновение социализма Представителем зарождавшегося либерального реформизма был Жан Батист Сэй (1767-1832). Основная работа Сея – «Трактат политической экономии», который имел 3 раздела: производство, распределение и потребление. Две основные идеи в творчестве Ж.Б. Сея: Теория производственных факторов: трем факторам производства – труду, капиталу и природе (земле) – соответствуют три основных дохода: труд создает заработную плату, капитал – процент, земля – ренту. Сумма этих трех доходов определяет величину стоимости продукта, а каждый из владельцев того или иного фактора получает вознаграждение или доход, созданный соответствующим фактором производства, как определенную долю стоимости продукта. Таким образом, производственные факторы рассматриваются Сэем как равнозначные источники ценности. Трехфакторная теория сыграла важную роль в развитии экономической науки. Из нее впоследствии был развит факторный анализ производства (метод производственной функции), смысл которого состоит в нахождении выгодной, оптимальной комбинации факторов производства для тех или иных конкурентных случаев.

8 слайд

Тождество Сэя или закон рынка, связанный с проблемой кризисов перепроизводства. Периодические кризисы перепроизводства, сопровождаемые депрессией, которая затем переходит в новый подъем, стали обнаруживаться, а затем регулярно повторяться начиная с 20-х годов XIX в. Закон рынков Сэя, гласящий, что производство всегда равно потреблению, исключал возможность общего перепроизводства товарной массы. Кризис перепроизводства, согласно закону Сэя, наступает не потому, что на рынке общее количество товаров превышает общее количество денег, а потому, что каких-то товаров произведено меньше, чем нужно. Возникшее структурное несоответствие неизбежно выравнивается в результате движения товаров и комбинаций цен. Постулат Сэя, заключающийся в том, что производство всегда порождает спрос, продукты покупаются на продукты, несмотря на последующую критику остается фундаментальным постулатом теории либерального направления в экономической науке и в настоящее время.

9 слайд

Джон Стюарт Милль (1806-1873) – английский экономист, представитель поздней классики, обобщивший основные достижения этой школы. По мнению Милля, в производстве действуют неустранимые, непреложные законы, появление которых можно сравнить с действиями законов природы. Другой тип законов действует в сфере распределения. Эти законы могут быть изменены людьми в соответствии с требованиями справедливости и общего блага. Поэтому законы распределения должны рассматриваться отдельно от законов производства. Также Милль исследовал теорию обмена. Теория производства сводится как у всех классиков к исследованию трех факторов, каждый из которых возрастает в соответствии со своими специфическими закономерностями.

10 слайд

Закон возрастания труда - это закон возрастания населения, неограниченный от природы. Но развитие культуры, разнообразных потребностей, жизненного комфорта постепенно становится ограничителем роста населения. Мощными, сдерживающими рост населения факторами выступают также нищета и страх перед нищетой. Рост капитала зависит от бережливости населения. Основным стимулом здесь является высокая норма прибыли, но многое зависит и от характера человека, от традиций общества. Если традиционно склонность к сбережению и накоплению сильна (как в Англии, Голландии), то достаточно и невысокой прибыли и процента, чтобы стимулировать сбережения. Таким образом, пишет Дж. Милль, второе условие возрастания капитала поддается увеличению, не имеющему каких-либо определенных границ. Иначе обстоит дело с третьим фактором производства - землей. Ограниченность земельных площадей и плодородия земли устанавливает пределы для увеличения производства. Здесь Дж. Милль ссылается на закон убывающей отдачи от вложений капитала и труда в землю, сформулированный еще в трудах Д. Рикардо. Однако Дж. Милль видит и контртенденции, противостоящие закону убывающей отдачи от вложений в землю. Это прогресс знаний и техники, «процесс цивилизации».

11 слайд

Теория стоимости. Дж. Милль делит все товары на три группы. Товары, количество которых увеличить невозможно; стоимость этих товаров определяется их полезностью и редкостью. Товары, количество которых может быть увеличено с помощью приложения труда и капитала при прежних затратах на единицу товара; стоимость этих товаров определяется издержками производства. Товары, количество которых может быть увеличено с помощью приложения труда и капитала, но не с фиксированными, а с возрастающими затратами на единицу товара. Таковы продукты сельского хозяйства и добывающей промышленности. Стоимость и цена этих товаров определяются предельными (максимальными) издержками их производства.

12 слайд

Социалисты-утописты Социализм представлен трудами Томаса Мора, Робера Оуэна, Клода Анри де Рувруа Сен-Сисмонди, Франсуа Мари Шарля Фурье. Выступали с критикой капитализма, требовали отмены частной собственности, реорганизации производства, распределения, потребления и ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом. Самым знаменитым произведение Т.Мора стала «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом устройстве утопии». В первой части приводится критика современных Мору социальных порядков, вторая – дает систему идеального социального строя. Р. Оуэн считал, что нельзя ставить человеку в упрек его невежество и другие пороки, поскольку человек – продукт среды и его недостатки – следствие пороков существующего общества. Он был родоначальником фабричного законодательства. Он сократил рабочий день на управляемой им фабрике, повысил заработную плату, изменил жилищные условия, организовал систему воспитательных и образовательных заведений для детей и взрослых.. Экономический кризис 1815-1817 гг. породил у него критическое отношение к капиталистическому способу производства. Р. Оуэн выдвинул план организации трудовых коммун, поселков – общин без частной собственности, духовенства и властей. Он выступал за создание коммунистического общества без революционных идей.

13 слайд

К. Сен-Симон пропагандировал идеи равенства, братства и свободы. Сен-Симон большое внимание уделял развенчанию капиталистического строя, предрекал ему неминуемую гибель, предлагал программу создания справедливого общественного строя, основанного на началах ассоциации. Он предлагал объединить наемников и работодателей (буржуазию) в единую группу промышленников. По мнению Сен-Симона, каждая общественная система является шагом вперед в истории. История развития проходит соответственно 3 фазы: теологическую – период господства религии (охватывает рабовладельческие и феодальные общества), метафизическую – период крушения теологической и феодальной системы, позитивную – будущий общественный строй как закономерный результат предшествующей истории. Будущее должно было основываться на научной и плановой организации крупной промышленности при сохранении частной собственности. Ш. Фурье увлекался философией, пытался объяснить проблему счастья и совместить счастье одного и многих. Интересовался организацией труда, оценивая ее эффективность по степени свободы труда. По его мнению, буржуазное общество настолько противоречиво, настолько античеловечно, что неизбежно – чем раньше, тем лучше – должно быть устранено, сменено обществом социальной гармонии, подготовленным всей предшгествующей историей.


Close