Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Особенности речи педагога" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПЕДАГОГА

Выполнили: Индюшкина Ольга, Салимова Ксения

Слайд 2

Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не только в виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной является та речь, которая характеризуется обращенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова. Это обстоятельство требует от учителя владения визуальным контактом, работы с учащимися «глаза в глаза».

1. ПУБЛИЧНОСТЬ, НАПРАВЛЕННОСТЬ НА АУДИТОРИЮ

Слайд 3

Аудиовизуальность как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация (лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи). Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание (кинетическая знаковая система педагогической речи). Эта особенность требует от учителя развития умений контролировать свой внешний вид в процессе речевой деятельности, общения с учащимися, а также адекватно воспринимать реакцию слушателей (умений социальной перцепции).

2. АУДИОВИЗУАЛЬНОСТЬ

Слайд 4

Речь педагога импровизирована, то есть создается непосредственно в конкретной педагогической ситуации, которая не всегда может быть спланирована. Именно эта особенность определяет уровень профессионализма учителя, так как еще Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

3. ИМПРОВИЗИРОВАННОСТЬ

Слайд 5

Особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

4. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 6

Это выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в младшем школьном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

5. ЛОГИЧНОСТЬ

Слайд 7

Это соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

6. ТОЧНОСТЬ

Слайд 8

Это соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

7. ПРАВИЛЬНОСТЬ

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Слово является одним из самых мощных коммуникативных орудий человека. Живет слово, устная речь является чрезвычайно важным элементом профессиональной мастерства современного педагога и служит не только для решения учебных задач. Выразительное речи - это подлинное выражение культуры, оно помогает учителю создать атмосферу коллективного эстетического переживания. Слуховые впечатления, как известно, часто является самыми действенными, сильно влияют на сердце, ум и поступки воспитанников. А слушать урок, рассказ, объяснение педагога - это большая умственная работа, которую значительно облегчает выразительный, искусный изложение.

    К сожалению, речь неопытного педагога часто бывает сухим, монотонным, невыразительным. В нем отсутствует четкое группирование слов вокруг логических центров. Непроизвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а неумением правильно распределить дыхания, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать суть устного рассказа.

    Процесс успешного осознание школьниками учебного материала в значительной степени зависит от совершенства речи учителя. к техническим показателей выразительной речи относятся: дыхание, голос, дикция (произношение), интонация (тонн), темп.

    Лишь хорошо овладение каждой составляющей техники речь может гарантировать его высокое качество.

    Итак, техника речи - это совокупность элементарных приемов фонационные дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков, позволяет учителю с максимальной эффективностью осуществлять речевое воздействие.

    Это навыки, умение реализовать язык в конкретной речевой ситуации так, чтобы она производила на слушателей эвристическое (интеллектуальное), эмоционально-эстетическое, побудительное впечатление.

    Развитое речевое дыхание, поставленный голос, совершенная дикция придают слову педагога яркую интонационную выразительность, позволяет передавать в речи тончайшие оттенки (нюансы) мыслей и чувств.

    Для формирования речевых навыков необходимо понимание сущности языка и речи как средства общения, знание особенностей восприятия устной речи, а также построения речевого аппарата, средств его развития.

    Сегодня в педагогике существует разработанная система упражнений по технике речи, которая, опираясь, главным образом, на опыт театральной педагогики, выглядит как комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до учащихся все богатство содержания своего слова.

    Для развития и совершенствования техники речи необходимо знать строение речевого аппарата и возможные способы его развития, поможет учителю искусно использовать возможности своего дыхания, голоса, дикции в педагогической работе.

    Дыхание - один из главных жизнедеятельных актов человеческого организма, который человек выполняет постоянно, в определенном ритме. Одновременно дыхания является основой произносимого речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono - звук). В процессе дыхания активно участвуют: носоглотка, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма. Чтобы их работа была правильной и эффективной, они должны быть физически здоровыми, развитыми. Качество дыхания зависит от возраста говорящего. В зависимости от того, какие мышцы участвуют в процессе дыхания, различают 4 его типа:

    1) Верхнее или ключичное дыхания осуществляется за счет сокращения мышц, которые поднимают и опускают плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это поверхностное дыхание, во время которого работает только верхняя часть легких.

    2) Грудное дыхание осуществляется межреберные мышцы. при этом диафрагма малоподвижная, поэтому выдох недостаточно энергичен.

    3) Диафрагматичне дыхания происходит вследствие сокращения мышц диафрагмы (сокращение межреберных дыхательных мышц очень незначительное).

    Обычно, человек использует все три типа дыхания, но у каждого преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхания в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат в основном с помощью диафрагмы.

    Эффективным - полным и правильным - считается четвертый, смешанный, тип дыхания:

    4) Реберно-диафрагменное, то есть, когда в процессе дыхания двигаются и ребра, и диафрагма. Убедиться в этом можно так: положить правую руку на диафрагму, а левую - на левый бок грудной клетки; набрав воздух через нос, слегка задержав его, сказать фразу (выдыхая воздух во время ее проговаривания мы должны почувствовать движение ребер и диафрагмы). В таком случае происходит полное расширение грудной полости, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, способствует спокойному, равномерном выдохе, незаметном для окружающих.

    Дыхание имеет два основных акты: вдох и выдох, качество которых тоже соответственно окрашивает звуковое вещание, а пауза между ними является показателем характера дыхания. Так, последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза, где вдох и выдох короткие и одинаковые по продолжительности. В повседневной жизни, когда речь человека основном диалогическое, дыхание не вызывает труда. Но для монологической речи физиологического (или непреднамеренного) дыхание, как правило, не хватает. Речи и чтения вслух требуют большого количества воздуха, его экономного расхода и своевременного обновления. На уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхания дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появится одышка.

    Однако, дыханием тоже можно управлять: умышленное (фонационное) дыхание, в отличие от физиологического, осуществляется в другой последовательности: короткий вдох, пауза, длинный звуковой выдох. Если при обычном физиологическом дыхании соотношение вдоха и выдоха было 1: 1, то при фонационное оно меняется в соотношении 1:10, 1:15. На начальном этапе освоения речевым дыханием осуществляется с помощью воли и сознания. Впоследствии преднамеренное (произвольное) речевое дыхание превращается в неумышленное (Непроизвольное).

    Важной особенностью регуляции дыхания у человека есть способность произвольно, в зависимости от цели, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуду дыхательных движений.

    В процессе развития навыков фонационные дыхания следует руководствоваться такими условиями правильного дыхания.

    1. Вдыхать воздух через нос следует свободно, бесшумно.

    2. Начинать говорить можно тогда, когда в легкие взято незначительный избыток воздуха, необходимого для вынесения структурно-логической части текста: это избавит от "внеочередного" вдохе, который нарушает плавность и ритм речи, вызывает прерывистость, поверхностность дыхания.

    3. Не допускать, чтобы воздух был затраченное полностью (т.е. не допускать полного освобождения легких от воздуха) - это приведет к аритмии, фальцет и др. Тратить воздуха следует экономно и равномерно.

    Следует воспользоваться каждой естественной остановкой в ​​речи для подбора запаса воздуха в легкие. (Добирание воздуха во время природных остановок осуществляется так называемым нижним дыханием; движется диафрагма, а верхняя часть грудной клетки и ребра подняты и неподвижные).

    Пополнять запас надо своевременно и незаметно.

    4. Помнить, что от глубины вдоха зависит сила выдоха, а значит - сила

    5. Вдыхать и выдыхать следует бесшумно, незаметно для слушателя, ведь качественный звук образуется спокойным струей воздуха, выходящего во время равномерного вдоха и выдоха (речь не идет о эффективное речи).

    Систематическая работа над собой и выполнения специальных упражнений способствовать совершенствованию дыхательной системы будущего учителя.

    Вдыхая и выдыхая воздух в процессе говорения, человек заставляет голосовые связки смыкаться и размыкаться. В результате появляется голос.

    Он стимулируется интеллектом говорящего, его эмоциями (желанием говорить), волей. Сам голос - слабый. Чтобы он зазвучал, необходимо усиление звуков голоса. Оно осуществляется резонаторами (усилителями): грудной клеткой, небом, зубами, носовой полостью, костями лица, лобными пазухами. Различают верхний резонатор (ротовая полость, нос) и нижний, грудной резонатор (дыхательное горло, бронхи, легкие). Итак, звучание голоса, его основные свойства в значительной степени зависят от построения резонаторов, от того, в каком они состоянии и правильно направляются звуки голоса в резонаторы.

    Рассмотрим основные свойства голоса учителя.

    Сила (объемность, звучность) голоса зависит не от физических усилий, которые приводят к напряжению мышц гортани и голосовых связок, а от правильного, активного речевого дыхания, от активности работы органов речевого аппарата, умение пользоваться резонаторами. Сила - это в большей степени полноценность, компактность, чем громкость звука, и определяется тем пространством, звук должен заполнить.

    К. С. Станиславский подчеркивал, что когда нужна настоящая сила речи, необходимо забыть о громкость. Учитель в классе стоит выбирать среднюю силу голоса и никогда не обращаться к повышенной громкости (крика), поскольку крик перенапрягает голосовые связки и очень быстро перестает служить привлечению внимания слушателей.

    Полетность - способность "посылать" свой голос на расстояние и регулировать силу голоса; способность голоса выделяться на фоне других звуков.

    Она вместе с силой обеспечивает нормальную слышимость в различных точках аудитории.

    Обязательным предварительным условием, что обеспечивает полетность голоса, является психологическая установка учителя на общение. Полетность зависит от того, насколько правильно оценил педагог особенности акустики данной аудитории, смог "отдать" звук, обеспечить его ссылки. Большую роль в обеспечении полетности играет и четкость артикуляции, поскольку нечеткая работа органов речи не позволяет сформироваться полноценному звука.

    Гибкость (подвижность) голоса связана с умением выбирать такие его характеристики, которые соответствуют конкретным условиям общения: это и изменение голоса в пределах существующего диапазона, и адаптивность (то есть приспособляемость голоса в акустических условий, в которых учитель вынужден говорить), и умение преодолевать голосом звуковые помехи (разговоры, посторонние шумы). Гибкость речи заключается в легкости, разнообразия повышений или понижений от основного тона, в изменениях тембра соответствии с требованиями - логических и художественных - определенного текста. В основном гибкость голоса касается его изменений по высоте.

    Диапазон - это объем голоса. Его границы определяются высшим и низким тоном. Сужение диапазона голоса приводит к появлению монотонности, обеднение звуковой палитры. Однообразие звучания, в свою очередь, притупляет восприятие, ослабляет педагогическое воздействие речи.

    Тембр - окраска звука, его яркость, мягкость, теплота, индивидуальность, то есть то, что отличает голос одного человека от другого.

    Благозвучие - это чистота и свежесть тембра (без посторонних призвуков: хрип, сипения, скованности и др.), врожденная красота голоса, не вызывает негативных ощущений у слушателей. Благозвучие, а особенно такие ее составляющие, как чистота и ясность тембра, во многом определяются природными данными.

    Однако, существует возможность совершенствовать такие "составляющие" благозвучия, как темп и высота.

    Внушаемость - способность голосом воздействовать на слушателя, транслировать, внушать ему необходимое эмоциональное состояние даже безотносительно к содержанию речи. Внушаемость во многом зависит от тембра, а тренируется в процессе совершенствования выразительной стороны речи, прежде всего, интонационной гибкости и диапазона.

    Выносливость - способность выдерживать определенную нагрузку.

    Выносливость голоса обеспечивается правильным речевым дыханием, четкостью артикуляции, качеством резонирования и соблюдением ряда требований, наиболее важными из которых являются гигиена голосовых связок. После рабочего дня необходимо в течение нескольких часов воздержаться от разговоров или пытаться общаться очень короткими фразами при минимальной их звучности.

    Исследования показывают, что заболеваемость голосового аппарата у учителей составляет 40,2%. Основные причины нарушения голоса: повышенное ежедневное нагрузки, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового аппарата. Поэтому перед долговременным речью необходимо с самого начала выбрать такую ​​силу и громкость, которые не приводили к перенапряжению голосовых связок.

    Дикция - это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она есть профессиональной необходимостью для учителя, поскольку способствует правильному восприятию учениками речи педагога. Небрежность в произношении делает вещания нечетким и неразборчивым. Это проявляется в "еде" конечной согласной или звуков внутри слова, звучании "сквозь зубы".

    Дикция зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата. К артикуляционного или речевого аппарата принадлежат губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки, голосовые связки. Одни из них пассивны в речи, а другие (язык, губы, мягкое небо, маленький язычок и нижняя челюсть) активно участвуют, поэтому их можно тренировать.

    Если недостатки в речи органического происхождения, то помочь может

    только хирургическое вмешательство. Неорганические недостатки (картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость и неясность речи) можно исправить с помощью специальной артикуляционной гимнастики. Она содержит упражнения для разминки речевого аппарата, а также для правильного отработки артикуляции каждого громкого и согласного звука.

    К примеру, неподвижная верхняя и дряблая нижняя губа мешают четкой произношении многих свистящих и шипящих согласных. Если человек слишком сильно прижимает язык к внутренней стороне верхних зубов или кладет его на зубы, - возникает "сюсюканье". В таком случае нужно учиться прятать язык за зубы. Полезны упражнения с спичкой в ​​зубах. Существуют несложные логопедические упражнения по ликвидации шепелявости, картавости, гнусавости и т.п.

    В общем говорить нужно плавно, приучиться хорошо открывать рот, что является важным условием формирования звука. Хорошая дикция готовит речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности речи.

    Неправильные навыки, недостатки речи, которые закрепились за много лет, не смогут быстро исчезнуть. Только последовательные тренировки, непрерывная труд и выдержка помогут избавиться привычных неправильных движений некоторых частей речевого аппарата, заменив их другими, еще не привычными, но правильными движениями, и сделать эти движения непринужденными.

    Темпоритм - это скорость в целом и продолжительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи.

    Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Продолжительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. Сложную часть материала учитель преподает в медленном темпе, далее может говорить быстрее. обязательно замедляется речи, когда нужно сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем больше возбужден ученик, тем медленнее и тише нужно говорить учителю.

    Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами: логическими и психологическими. Без логических пауз речи безграмотное, а без психологических - мертвое. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Интонация - это видоизменения высоты звучания, силы, тембра голоса, членение речи паузами в процессе его развертывания.

    Интонационная выразительность речи может подчеркнуть, усилить творческий замысел автора или видоизменить, исказить его. речь учителя должно привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и, в отличие от обычной беседы, быть контрастным, выразительным.

    Акцент, темп и мелодия организуют вещание и отчетливо проявляются в интонирования не отдельных слов, а группы слов, то есть в речевом потоке, в устной речи. Темп не самостоятелен - он повторяет позицию акцентирования, то есть обусловлено динамикой слова, фразы. Мелодия же создается контрастированием ударных и безударных слогов, ударных и безударных слов.

    Итак, темпоритм, интонационная выразительность речи - очень сложный механизм, который приводится в действие физиологическими, интеллектуально логическими и психологическими рычагами. Этот механизм безотказно работать, если говорящий будет иметь тренированный на сказанное слово слух, если будет психологически настроен на восприятие этого слова, не останется в нему равнодушным и если будет обладать разнообразными и точными языковыми средствами, необходимыми для смысловой, логической и эмоционально-экспрессивной выразительности.

    После объективной оценки собственных речевых данных следует начать регулярные занятия для исправления выявленных недостатков, слабых сторон речи (тренировать дыхание, отрабатывать дикцию, темпоритм, укреплять голосовые связки). Ведь голос учителя должен быть ярким, звучным, четким, привлекать внимание. Хорошее речи учителя пробуждает в учеников желание слушать, способствует решению учебно-воспитательных задач.


    Риторическая культура современного педагога это одна из составляющих его профессиональной культуры. Риторическая культура современного педагога это одна из составляющих его профессиональной культуры. В понятие «речевой облик» включается не только культура речи учителя, но и умение «владеть» аудиторией, соблюдать логику высказывания, уметь аргументировать и эмоционально воздействовать на слушателей, владеть искусством самопрезентации. В понятие «речевой облик» включается не только культура речи учителя, но и умение «владеть» аудиторией, соблюдать логику высказывания, уметь аргументировать и эмоционально воздействовать на слушателей, владеть искусством самопрезентации.


    Педагогическая риторика: истоки и становление. Педагогическая риторика в своих логических, этических, эмоционально-позитивных проявлениях имеет глубокие исторические корни……… Педагогическая риторика в своих логических, этических, эмоционально-позитивных проявлениях имеет глубокие исторические корни………


    Дефиниции общей и педагогической риторики Педагогико-риторический идеал – конкретизация идеала обще риторического. Главная задача: использование слова как средства получения знания и воспитания человека. Риторический идеал – исторически сложившаяся иерархически организованная система наиболее общих требований к речевому воспроизведению и речевому поведению.


    Особенности педагогической риторики эпохи Возрождения, Просвещения и XIX в. «Риторики» Эразм Роттердамский «Разговоры запросто», Эразм Роттердамский «Разговоры запросто», Мишель Монтень «Опыты» Мишель Монтень «Опыты» ориентируют воспитанников именно на гармонизацию отношений. Задача учителя: пробудить любовь к знанию у ученика. ориентируют воспитанников именно на гармонизацию отношений. Задача учителя: пробудить любовь к знанию у ученика. Подавление страстей, всякого проявления аффекта, Подавление страстей, всякого проявления аффекта, Дж. Локк «Мысли о воспитании» Дж. Локк «Мысли о воспитании» Говорить доступно кратко и ясно, поощряя добрым словом. Говорить доступно кратко и ясно, поощряя добрым словом. Активизировать внимание с помощью вопросов. Активизировать внимание с помощью вопросов. Новизна сообщаемых сведений. Новизна сообщаемых сведений. Употребление приемов одобрения. Употребление приемов одобрения. «Антириторики» Ж. Ж Руссо « Эмиль, или о воспитании» Ж. Ж Руссо « Эмиль, или о воспитании» Авторитет и власть имеет только естественная необходимость, диктуемая силами природы. Авторитет и власть имеет только естественная необходимость, диктуемая силами природы. Не стоит давать воспитаннику каких-нибудь словесных наставлений, т.к. он должен извлекать это из опыта. Не стоит давать воспитаннику каких-нибудь словесных наставлений, т.к. он должен извлекать это из опыта. В. Г. Белинский. « Общая риторика» В. Г. Белинский. « Общая риторика» «Нравственность должна быть не в словах, а в деле». Нравственное воспитание состоит не в правилах морали, а под влиянием привычки. «Нравственность должна быть не в словах, а в деле». Нравственное воспитание состоит не в правилах морали, а под влиянием привычки.


    Идеи педагогической риторики Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского. Н. И. Пирогов: «Суметь изложить предмет так, чтобы ученик его усвоил» Ушинский К. Д. «Воспитание должно быть народным…. Педагоги имеют прекрасные знания, но затрудняются в объяснении.» Н. И. Пирогов. Субъект- субъектная диалогическая модель Принципы: 1. Изложение предмета должно соответствовать: характеру самого предмета характеру самого предмета личности и степени развития ученика личности и степени развития ученика личности самого учителя. личности самого учителя. 2. Умение поддерживать и направлять внимание. 2. Умение поддерживать и направлять внимание. К. Д. Ушинский. Развитие дара слова. Принципы: 1. Принцип наглядности как условие эффективной речи. 2. Систематичность. 3. Двустороннее взаимодействие


    Современные риторические законы Концептуальный Концептуальный Закон моделирования аудитории Закон моделирования аудитории Стратегический Стратегический Тактический Тактический Речевой Речевой Закон эффективной коммуникации Закон эффективной коммуникации Системно-аналитический Системно-аналитический Закон эмоциональности Закон эмоциональности


    Концептуальный и стратегический законы риторики отражают принципы современной дидактики - целостности и интеграции, т.е. восприятие системно- структурированного знания на основе интеграции материалов разных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей; сознательность и самостоятельность обучения; отражают принципы современной дидактики - целостности и интеграции, т.е. восприятие системно- структурированного знания на основе интеграции материалов разных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей; сознательность и самостоятельность обучения; учат целенаправленному использованию учащимися содержательных интегративных знаний, умений и навыков; учат целенаправленному использованию учащимися содержательных интегративных знаний, умений и навыков; обеспечивают системное, глубинное видение мира, его цельного образа, лишенного дискретности. обеспечивают системное, глубинное видение мира, его цельного образа, лишенного дискретности.


    Тактический закон риторики учит умению работать с фактами и аргументами, активизировать мыслительную деятельность собеседника; учит умению работать с фактами и аргументами, активизировать мыслительную деятельность собеседника; направлен на создание атмосферы эмоционального и интеллектуального сотворчества; направлен на создание атмосферы эмоционального и интеллектуального сотворчества; отражает диалоговость нашего сознания, обосновывает оптимальные пути субъект- субъектных отношений на основе коммуникативного сотрудничества, гармонизирующего диалога. отражает диалоговость нашего сознания, обосновывает оптимальные пути субъект- субъектных отношений на основе коммуникативного сотрудничества, гармонизирующего диалога.


    Речевой закон риторики определяет критерии эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи и способы ее формирования и развития. определяет критерии эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи и способы ее формирования и развития. Важность данного закона определяется феноменом слова как средства познания мира и способа самовыражения человека как личности. Важность данного закона определяется феноменом слова как средства познания мира и способа самовыражения человека как личности.


    Законы эффективной коммуникации и моделирования аудитории Законы эффективной коммуникации и моделирования аудитории определяют способы управления аудиторией и обратной связи в общении. определяют способы управления аудиторией и обратной связи в общении.


    Системно-аналитический закон риторики устанавливает необходимость оценки и самооценки общения; устанавливает необходимость оценки и самооценки общения; связан с принципом рефлексии как важнейшей составляющей метода познания. связан с принципом рефлексии как важнейшей составляющей метода познания.


    Закон эмоциональности Эмоциональность упоминается в перечне требований, предъявляемых к культуре речи учителя. Эмоциональность упоминается в перечне требований, предъявляемых к культуре речи учителя. Эмоциональный фон достигается за счет применения эмоционально-экспрессивной лексики, образности, различных поэтических средств, риторических тропов и фигур, фразеологических единиц, пословиц и поговорок, уместного юмора. Эта гамма эмоциональных оттенков педагогической речи дополняется также невербальными средствами (интонацией, мимикой, жестами, оказывающими не менее сильное эмоциональное влияние на учащихся). Эмоциональный фон достигается за счет применения эмоционально-экспрессивной лексики, образности, различных поэтических средств, риторических тропов и фигур, фразеологических единиц, пословиц и поговорок, уместного юмора. Эта гамма эмоциональных оттенков педагогической речи дополняется также невербальными средствами (интонацией, мимикой, жестами, оказывающими не менее сильное эмоциональное влияние на учащихся).


    Все перечисленные риторические законы имеют ярко выраженную прикладную направленность; имеют ярко выраженную прикладную направленность; определяют основу современных инновационных технологий обучения; определяют основу современных инновационных технологий обучения; базируются на принципах гуманизации (формирование и развитие личности учащегося), аксиологизации (формирование общих и частных ценностных установок), целостности и интеграции (формирование языковой личности учащегося с учетом социальных, психологических, логических и нравственно-эстетических аспектов). базируются на принципах гуманизации (формирование и развитие личности учащегося), аксиологизации (формирование общих и частных ценностных установок), целостности и интеграции (формирование языковой личности учащегося с учетом социальных, психологических, логических и нравственно-эстетических аспектов).


    Качества педагога-ритора: Уважение к учащимся Уважение к учащимся Эмоциональность Эмоциональность Способность к убеждению Способность к убеждению Высокая культура речи Высокая культура речи Способность и стремление к фасилитации (от лат. fasilite «помощь) Способность и стремление к фасилитации (от лат. fasilite «помощь)


    Риторические приемы Приемы популяризации придают особый интонационный рисунок речи педагога и делятся на: Приемы популяризации придают особый интонационный рисунок речи педагога и делятся на: - лексические (метафоры, эпитеты, олицетворения, фразеологизмы); - синтаксические (сравнение, повтор); - структурные (риторический вопрос, вопросно- ответный ход речи, введение вымышленное автором речи и др.).


    Приемы установления контакта Прием формирования композиции Прием формирования композиции Прием представления конструкции речи Прием представления конструкции речи Прием «анонсирование» Прием «анонсирование» Прием «затягивание изложения» Прием «затягивание изложения» Прием «неожиданный перерыв» Прием «неожиданный перерыв» Прием «вопрос к аудитории» Прием «вопрос к аудитории» Прием «обращение к отдельным слушателям» Прием «обращение к отдельным слушателям» Прием «приближение к слушателям» Прием «приближение к слушателям» Прием «идентификации» Прием «идентификации»


    Прием формирования композиции Способы построения сообщения: Способы построения сообщения: - с кульминационным порядком (наиболее важные аргументы содержатся в конце выступления); - с антикульминационным порядком (выступление начинается сразу с наиболее веских аргументов); - с пирамидальным порядком (наиболее важная информация находится в середине выступления).


    Выбор композиции Для начала 1. Начинают обращением к предмету. 2. Начинают временем (дня, года...). 3. Начинают местом. 4. Наконец, начинают случайностями, потом останавливают внимание на главном предмете.. Для середины 1. Располагайте части по мере увеличивающегося интереса. 2. Не смешивайте частей, и каждую мысль или картину, которая сама собой отделяется от другой, отделяйте новым предложением или новою строкою (в устной речи паузой). 3. Не входите слишком в подробности: они помрачают ясность. Для конца речи 1. Обращаться к предмету, прибавляя собственные чувства. 2. Если описание напоминало о близком подобии или противном, то оканчивать уподобляемым, или главным противного предметом, или близким применением. 3. Оканчивать речь «нравственною занимательною мыслью или высокою и выразительной истиной».




    Прием «анонсирование» в начале и на протяжении речи ключевая информация анонсируется, т.е. постоянно поддерживается интерес к дальнейшему ходу речи. в начале и на протяжении речи ключевая информация анонсируется, т.е. постоянно поддерживается интерес к дальнейшему ходу речи.


    Прием «затягивание изложения» мнимый уход в сторону, при котором докладчик, прежде чем приступить к изложению ключевой информации, дает другую, существенную для данной речи, но менее яркую, привлекательную. мнимый уход в сторону, при котором докладчик, прежде чем приступить к изложению ключевой информации, дает другую, существенную для данной речи, но менее яркую, привлекательную.


    Прием «неожиданный перерыв» концентрация внимания длится в течение 20 минут, после чего наступает его естественное ослабление концентрация внимания длится в течение 20 минут, после чего наступает его естественное ослабление педагог прерывает изложение в неожиданном месте, делает отступление от темы, паузу-разрядку. педагог прерывает изложение в неожиданном месте, делает отступление от темы, паузу-разрядку. P.S. Этот прием используется с осторожностью, чтобы не утратить основную нить разговора.


    Прием «вопрос к аудитории» Вопросы должны быть простыми для ответа, т.е. ответ должен быть просто «да» или «нет». Вопросы должны быть простыми для ответа, т.е. ответ должен быть просто «да» или «нет». Если аудитория молчит – педагог сам отвечает на заданный вопрос. Если аудитория молчит – педагог сам отвечает на заданный вопрос.


    Прием «обращение к отдельным слушателям» оказывает активизирующее воздействие на всю аудиторию. Например: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?». оказывает активизирующее воздействие на всю аудиторию. Например: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?».


    Прием «приближение к слушателям» не следует слишком далеко заходить в зал, так как это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели. не следует слишком далеко заходить в зал, так как это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели. Оптимальная глубина «захода» в зал – примерно треть его длины. Оптимальная глубина «захода» в зал – примерно треть его длины.





    Что делать, если перебивают? Прием «взятия слова» - повышение громкости голоса, тона, убыстрения темпа речи, повторения начала фразы до тех пор, пока не замолчит перебивающий (до его первой паузы), а когда такая пауза наступает договаривание фразы до конца с последующим немедленным переходом к развернутому высказыванию. Прием «взятия слова» - повышение громкости голоса, тона, убыстрения темпа речи, повторения начала фразы до тех пор, пока не замолчит перебивающий (до его первой паузы), а когда такая пауза наступает договаривание фразы до конца с последующим немедленным переходом к развернутому высказыванию.


    Что делать, если перебивают? Прием «удержания слова»: продолжать фразу (громкость и частота тона, темп речи при этом значительно повышаются), повторять ее всю или ее фрагмент. Прием «удержания слова»: продолжать фразу (громкость и частота тона, темп речи при этом значительно повышаются), повторять ее всю или ее фрагмент.


    Что делать, если перебивают? Прием «обиженное молчание» используется для привлечения внимания и одновременного призыва к порядку: «Продолжайте, а я пока помолчу». Прием «обиженное молчание» используется для привлечения внимания и одновременного призыва к порядку: «Продолжайте, а я пока помолчу».


    Практическое применение риторических правил составить портрет аудитории (возраст, уровень подготовки, мотивы слушания (обучения), социальный, половой, национальный состав и др. составить портрет аудитории (возраст, уровень подготовки, мотивы слушания (обучения), социальный, половой, национальный состав и др. «эффект первых фраз» «эффект первых фраз» «квантовый выброс» новой и оригинальной информации «квантовый выброс» новой и оригинальной информации принцип конкретности, т.е. четкое и ясное изложение информации принцип конкретности, т.е. четкое и ясное изложение информации принцип ясности принцип ясности «Учить - это всего лишь напоминать другим, что они знают это так же хорошо, как и ты».


    Практические приемы техники убеждения Постоянный визуальный контакт Постоянный визуальный контакт Сопровождающие речь сигналы Сопровождающие речь сигналы Движения, жесты и мимика - гармоничны Движения, жесты и мимика - гармоничны Четкие и ясные формулировки Четкие и ясные формулировки Делать паузы в значительных местах Делать паузы в значительных местах Необходимость объяснений и комментариев Необходимость объяснений и комментариев Акцентировать внимание на основных положениях своей речи Акцентировать внимание на основных положениях своей речи Использовать только убедительные аргументы и повторять их Использовать только убедительные аргументы и повторять их Задавать вопросы Задавать вопросы Не позволяйте отнимать у вас инициативу Не позволяйте отнимать у вас инициативу


    Ошибки «он работает здесь ряд лет» «он работает здесь ряд лет» «нам нужна подсобная литература по этой теме» «нам нужна подсобная литература по этой теме» «в тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху» «в тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху» «наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму» «наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму» «толпа людей», «сжатый кулак», «могучий богатырь» «толпа людей», «сжатый кулак», «могучий богатырь» «по-новому пересмотреть», «самый лучший» «равноправные права», «скажу свое личное мнение» «по-новому пересмотреть», «самый лучший» «равноправные права», «скажу свое личное мнение» «перспектива на будущее», «свободная вакансия», «памятный сувенир», «углубляется вширь» … «перспектива на будущее», «свободная вакансия», «памятный сувенир», «углубляется вширь» …





    Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

    Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

    Основы педагогического общения.

    Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: - Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.

    А речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

    Что же такое Культура речи?

    Однозначного понимания термина не существует.

    профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

    В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

    Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

    Норма ударения: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота

    Выбрать правильную форму согласования подлежащего и сказуемого.

    Большинство поэтов (считало, считали) себя его учениками. К нам (пришел, пришла) (наш, наша) врач Иванова. Марина Цветаева – (один, одна) из лучших поэтов XX века. В гостиной (стоял, стояла) диван-кровать. Мать с ребенком (пошла, пошли) к врачу.

    Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя.

    В чем же заключаются особенности педагогического общения

    Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

    Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

    Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:

    1) общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);

    2) общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками);

    3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться;

    4) общение дружеского расположение (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);

    5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).

    Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.

    Этапы подготовки речи

    Для успешности своих выступлений Учитель подготавливает свою речь поэтапно.

    1 этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формировка темы .

    осуществляется на данном этапе переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации. Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего выступления.

    2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана .

    После знакомства с необходимым материалом, следует переходить к определению своей позиции и формулировки цели высказывания

    На основе глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план, который должен логически развивать основные положения и выступления. Схема рассуждения: тезис – доказательство – вывод .

    3 этап. Формирование текста выступления .

    Здесь продолжается процесс отбора информации, доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. Существуют различные точки зрения по поводу предварительного написания текста. Исходить надо из конкретных условий: уровня подготовки и опыта учителя, сложности материала в основе выступления, степени его освоения, ситуация общения и специфики аудитории. Следует учитывать, что любое выступление должно содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы, с соблюдением правил цитирования.

    4 этап. Работа над речевой стороной выступления .

    Опираясь на знания русского языка, на этом этапе следует выбирать языковые средства, наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа предполагает строгое следование нормам русского языка. Новые и непонятные слова следует проверить по словарю и уяснить их лексическое значение.

    5 этап. Редактирование и запоминание выступления . Начинается обработка по двум направлениям:

    1) проверка содержательно – композиционной стороны (глубина информации, полнота, логичность, убедительность);

    2) оценивается не только соответствие речи нормам литературного языка, но основным коммуникативным качествам.

    Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов,и направлять течение речи. Такой развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления, последовательность развития мыслей. Запоминание также облегчается и предварительной психологической подготовки.

    6 этап. Психологическая подготовка .

    После того как выступление сформировано, целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал, провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные интонации.

    7 этап. Сохранение информации (архив, библиография).

    Культура умственного труда предполагает определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. У каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную библиографическую картотеку и различного рода выписки.

    Качество речи учителя

    Одной из составляющих культуры речи является и Качество голоса учителя.

    Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований , которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

    1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
    2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
    3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
    4. Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
    5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

    Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

    Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

    Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. (Скороговорки, упражнения для губ)

    Понятие выразительности речи

    Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

    Заключение

    Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Учитель-логопед Головина Е.М. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»

    Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос.

    Правильное дыхание – это основа красивой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.

    1. Упражнение «Ладошки» - одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой. И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха. 2. Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опустить руки – выдох. - Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох и т. д.

    3. Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ); 4. Произносить слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев); 5. Фразы на одном выдохе. Пословицы: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Любишь кататься – люби и саночки возить. Загадки: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». 6. Прочитать стихотворения на одном выдохе под мяч (каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол). Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.

    Правильная дикция Дикция – это произношение звуков. Человек, который наделён от природы грамотной речью редкость. Само понятие «дикция» представляет набор из звуков и слов, входящих в речевой аппарат каждого человека. Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, и необходимо развивать мышцы губ, языка. Но даже если дикционные дефекты связаны с такими недостатками, как неправильный прикус, щербинка между передними зубами и др., добиться четкой, внятной, выразительной речи возможно.

    Для четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики. 1. Опустить нижнюю челюсть, вниз медленно подвигав в разные стороны. 2. Не меняя положение, челюсть осторожно подвигать вперёд и назад. 3. В положении стоя наклониться вперёд, держа руки на груди и протяжно произнести предельно низким голосом на выдохе звуки [у], [о]. 4. Напрячь кончик языка и поочерёдно упираться им то в левую, то в правую щёку, далее проделать тоже самое, но уже открытым ртом. 5. Растянуть губы в улыбке с открытым ртом, двигая язык влево и вправо к уголкам рта. При выполнении упражнения губы и челюсти остаются в неподвижном состоянии, а язык не скользит по нижней губе. 6. Провести языком по нижнему и верхнему ряду зубов, пересчитывая каждый из них, челюсти неподвижны, рот открыт в улыбке.

    Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи. Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух - рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли. Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой. Каждая скороговорка, чистоговока уникальна и создана так, что в ней сочетаются сложные по совместимости звуки. И чтобы полностью избавиться от дефектов, надо в своём арсенале иметь около 5 скороговорок или чистоговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Вот самые популярные: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». «В огороде у Федоры – помидоры, за забором у Федоры – мухоморы». «Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали» и другие.

    Темп – скорость нашей речи, то время, за которое произносим текст. Норма темпа речи 120 слов в минуту. Могут наблюдаться две крайности темпа речи: - слишком быстрый темп («строчит как из пулемёта»), - замедленная речь («как воду цедит»). Обе крайности утомляют аудиторию. Говорящему нужно менять темп: если требуется что-то подчеркнуть – темп замедлить, если речь произносится с пафосом, то наоборот – темп ускорить.

    Тембр голоса – это такой звуковой «цвет» голоса. Его используют наряду с понятиями: громкость, высота, длительность. Тембр голоса играет важную роль в общении с людьми. Красивый приятный тембр располагает к себе, а если голос с придыханием, резкий голос вызывает раздражение. Повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость: «Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат».

    Гигиена и профилактика голоса 1. Самое лучшее средство для сохранения профессионального звучания голоса – это зарядка, которая включает в себя дыхательную и артикуляционную гимнастику. 2 . Не переутомляйте голосовой аппарат. Норма голосовой нагрузки для педагогов не более четырёх академических часов подряд в день. 3. Перед выступлением желательно выпить стакан тёплого (но не горячего) чая или боржоми. Дайте мышцам отдохнуть, приведя их в расслабленное состояние, сделать 5-10 медленных, спокойных вдохов и выдохов, после чего настройтесь на рабочий лад. 4. Состояние и сила голоса непосредственно связаны со всеми физиологическими процессами, происходящими в организме. Гимнастика, водные процедуры, сон по потребности, чередование труда и отдыха, правильное полноценное питание повышают защитные силы организма, благотворно влияют на голосовой аппарат. Пища должна быть разнообразной, богата витаминами, употребление острых приправ ограничить. От горячей пищи кровеносные сосуды глотки расширяются, от холодной – суживаются, и то и другое, вредно сказывается на голосовых связках.

    5. Закаливайте нервную систему, ибо нервно-психические травмы, переживания, страх непосредственно сказываются на голосе, он начинает срываться, теряется чистота, выносливость, интонационная подвижность. Заболевания верхних дыхательных путей, такие, как хронический насморк, воспаление носоглотки, зева, связок, непременно сказываются на голосе. Поэтому необходима профилактика. При неприятных ощущениях горло можно полоскать настоем ромашки. Для этого 1-2 столовые ложки сухой ромашки заваривают стаканом крутого кипятка, настаивают около часа и процеживают. Этот же настой применяют и при ощущении сухости в носу, закапывая по 5-6 капель в каждую ноздрю. Можно закапывать в рот или нос по 5-6 капель персикового, абрикосового или оливкового масла. Для закаливания носоглотки полезны ежедневные полоскания холодной водой с постепенным понижением температуры от +20 до +12.

    6. Помните, что курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Алкоголь приводит к расширению кровеносных сосудов, нарушая тем самым функции желез слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Голосовые связки «сушатся», голос становится низким, хриплым, менее выносливым. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс дыхания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые связки, они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает лёгкость и мягкость звучания.

    Интонация Кроме того, речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями. Но не забывайте, что визгливые интонации очень раздражают окружающих. От них нужно избавляться. Вообще высокий голос привлекает только в случае, когда он достаточно ровный, без перепадов. В ряде экспериментов было выявлено, что низкие голоса обладают большей привлекательностью. Поэтому, чтобы научиться, красиво говорить, необходимо поработать над высотой звучания. Этому способствует простое упражнение – чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» - меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете.

    Положение тела Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос). Улыбайтесь. Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям.

    Орфоэпические нормы. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения. 1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах: молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы, условно обозначается знаком Ъ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)

    2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы: вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У, Ю, Ы, Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра). 3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна). 4. К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д.

    5. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или «якающий» («нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому воспитателю необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения. Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносятся Масква, пайду, вада, акно, вална.

    Речь воспитателя, чтение детям произведений художественной литературы должны быть безукоризненными. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка. Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.

    Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые) ТОРТЫ ПОЗВОНИШЬ ДОСУГ КУХОННЫЙ ВЗЯЛА ДАЛА ПО СРЕДАМ (день недели) КРАСИВЕЕ ЖАЛЮЗИ ЩАВЕЛЬ ДОКУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    СВЕКЛА КАТАЛОГ ОДНОВРЕМЕННО БАЛОВАТЬ СЛИВОВЫЙ СОСИСКИ НАДЕТЬ, ОДЕТЬ СРЕДСТВА ТАНЦОВЩИЦА УПРОЧЕНИЕ ЦЕПОЧКА ИХ

    Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно - это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться. В заключение, хотелось бы зачитать несколько рекомендаций по данному вопросу.

    Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее: 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи. 2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм. 4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания. 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. 6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей). 7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

    «Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и, в-третьих, произношение» Демосфен.

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: http://technics-speech.ru (© 2007 – 2012 «Техника речи»). http:// mirsovetov.ru (© 2006 – 2012 «МирСоветов. Ru »).



    Close