Конспект и презентация к уроку по теме "Письмо строчной буквы е" УМК «Школа России» 1 класс

Цели и задачи урока:

    Научить писать строчную букву «е»

    Развивать мелкую моторику, глазомер, речь, фонематический слух, память, внимание, мыслительную деятельность, правильную осанку.

    Воспитывать аккуратность, любовь к природе, уважение друг к другу.

Оборудование: пропись под редакцией В.Г Горецкого, мультимедиапроектор, презентация к уроку

Ход урока

слайд № 1

    Оргмомент

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки
И тетрадки.
Все ли правильно сидят?

Все ли на меня глядят?

слайд № 2

    Сообщение темы урока

Давайте вспомним с какой буквой познакомились на уроке чтения, какие звуки она обозначает?

Её всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

слайд № 3

Давайте вспомним слова на букву Е

(особое внимание обращается на первый слог, где е образует два звука)

слайд № 4

    Подготовка к письму

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

слайд № 5

    Работа в тетради

Учащиеся рассматривают страницу тетради.

слайд № 6

    Знакомство с написанием строчной буквы е.

Обведение по контуру узоров.

слайд № 7

    Показ на слайде написание строчной буквы е.

Учащиеся конструируют букву из проволоки и ниток. Обводят букву по контору вверху страницы.

слайд № 8

    Физкультминутка для глаз.

слайд № 9

    Чтение слов и сравнение их написания.

Запись слов в тетради.

Работа в тетради идет под руководством учителя. Все слова с е пишутся после предварительной работы.

слайд № 10

слайд № 11

    Физкультминутка

Утром елочка проснулась.
Потянулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
А четыре – снова села.

слайд № 12

    Составление и запись предложений идет под руководством учителя.

Что и кого видим на слайде?

Прочитайте вопросительное предложение.

Учащиеся отвечают на вопрос и выполняют запись составленного предложения: Около ели лиса. Учитель обращает внимание на слово лиса.

слайд № 13

    Итог урока

Рефлексия

У детей красные и жёлтые шарики для гирлянды.

Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись легко, уверенно, возьмите красный шарик.

Если вы затруднялись при выполнении каких – либо заданий, что-то не получилось, возьмите жёлтый шарик

    Давайте все шарики повесим на елку. На уроке вы хорошо потрудились, вы – молодцы!.

слайд № 14

Цели:

  1. Обучать письму заглавной буквы Е, соединению её с другими буквами, учить списывать предложения и анализировать их, учить анализировать звуковой состав слов.
  2. Закреплять правила посадки при письме, правила письма.
  3. Развивать у учащихся мелкие мышцы кисти руки, речь, фонематический слух.
  4. Воспитывать положительное отношение к процессу письма. Содействовать физическому воспитанию школьников в ходе урока, профилактике их утомляемости.

Оборудование: прописи, компьютерная презентация, карточки с образцами ёлочек, звуковые схемы, сказочная заглавная прописная буква Е.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

Тихонечко садитесь.

II. Повторение пройденного.

Давайте вспомним, с какой необычной хитрой буквой мы работали на уроке чтения? Чем же эта буква необычна? (Буквой можно обозначить один звук [э] или два [йэ].)

В каких случаях эта буква передаёт один звук, а в каких – два? (Ответы детей.)

Распределите слова на две группы.

На доске слова:

III. Сообщение темы.

Сегодня мы будем учиться писать заглавную букву Е, слова и предложения с этой буквой. Поможет нам в этом герой сказки:

Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни –
К царю за царевной,
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.

О ком идёт речь? (Слайд 1а)

Из какой сказки этот герой?

В нашей школьной библиотеке вы можете взять вот такие книги и прочитать сказку «По щучьему велению» (Слайд 1б)

Почему именно Емеля пришёл к нам на урок? (Начинается с буквы Е)

IV. Звуковой анализ слова Емеля.

Сколько слогов в слове?

Как определить ударный слог? (Позовём.)

Назовите ударный слог. Какой он по счёту?

Произнесём первый слог. Сколько звуков слышим? (2)

Назовите их. («йэ»)

Назовите второй (третий) слог. Это слияние или звуки вне слиянии?

Возьмите звуковые схемы и на партах выложите схему этого слова, а к доске пойдёт работать…

Какая буква нам понадобиться, чтобы обозначить звуки «йэ» в начале слова? (Большая Е.)

V. Подготовка руки к письму.

Пальчиковая гимнастика.

  1. Пальчики здороваются.
  2. Игра на дудочке.
  3. Игра на фортепиано.

Однажды Емеля поехал к царю через лес. (Слайд 2)

Лес густой, дремучий. Отгадайте, какие деревья растут в этом дремучем лесу?

Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая как ёж.
Зимою в платье летнем. (Ели )

Давайте нарисуем такой лес. Возьмите карточки, рассмотрите ёлочку. Какого цвета карандаш вам понадобиться, чтобы нарисовать ёлочки?

Был тот лес не простой, а волшебный. В нём под деревьями росли буквы. Вот слез Емеля с печи. Подошёл ели и увидел букву. (Слайд 3)

Как вы думаете, какую букву нашёл Емеля под елью? (Букву Е)

- «Как зовут тебя» - спросил Емеля? Что же ему ответила буква? (Её зовут заглавная буква Е) (Слайд 4а)

Емеля спросил: « А зачем ты нужна заглавная буква?»

Что могла ответить заглавная буква Е?

- «Какая трудная буква» - сказал Емеля и начал рассматривать её.

Забрался на самую верхушку буквы Е, а слезть не может.

- «Помоги мне спуститься вниз с тебя, буква Е» - стал умолять Емеля букву Е.

И сказала буква Е Емеле: « Я отпущу тебя тогда, когда ребята научатся красиво и правильно меня писать». (Слайд 4б)

Ребята, поможем Емеле?

VI. Работа по теме в прописях.

Откройте прописи.

Я тетрадь свою возьму.
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь

а) Письмо элементов буквы Е.

Ребята давайте посмотрим из каких элементов состоит эта буква. Сколько их. (Два полуовала). (Слайд 5)

Наш волшебный карандаш покажет как пишется верхний (нижний) полуовал. (Слайд6, 7).

Пропишем в воздухе вместе с карандашом.

б) Письмо заглавной буквы Е.

Посмотрите, как пишется заглавная буква Е. Карандаш нам поможет в этом. (Слайд 8)

Пропишем вместе с карандашом в воздухе.

Теперь пропишем в прописи, соблюдая пропорции буквы Е.

VII. Физкультминутка.

  1. Ветер дует нам в лицо.
    Закачалось деревцо.
    Деревцо всё выше, выше.
    Ветер тише, тише, тише.
  2. На двери висит замок.
    Кто его открыть бы мог?
    Постучали.
    Покрутили.
    Потянули.
    И открыли.
  3. Гимнастика для глаз.

VIII. Работа над предложениями.

Отпустила буква Емелю. Сел он на свою печь и поехал к царю. (Слайд9)

Едет, любуется елями Емеля. (Слайд 10)

Какие ели увидел Емеля? Опишите их.

Прочтём в прописи, какие ели увидел Емеля. (Ели красивые.)

Что вы прочли? (предложение)

Докажите, что это предложение.

Назовите первое слово. С какой буквы будете его писать?

Назовите второе слово. С какой буквы будете его писать?

Что поставите в конце предложения?

Как называются предложения в конце которых стоит точка?

Посмотрите на слово ели. Как соединяется Е и л?

Карандаш покажет как надо писать это соединение. (Слайд 11)

Емели очень понравились ели, он восхищался ими. Прочтём это предложение. (Ели красивы!)

Какое вы прочли предложение по интонации голоса?

Сколько слов в этом предложении?

Назовите первое (второе). С какой буквы будете писать, почему?

Пальчиковая гимнастика

Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.

XI. Повторение изученных букв.

В волшебном лесу Емеля встретил и другие буквы. Они росли под разными деревьями. Назовите эти буквы. (О,С,К) (Слайд 12)

Под каким деревом Емеля встретил букву Е?

Под каким деревом росла буква О?

Под каким деревом росла буква С?

Под каким деревом росла буква К?

Но буква Е росла заглавная (прописная). А остальные буквы какие?

Вспомним как пишутся Заглавные и строчные буквы, которые увидел Емеля и запишем их в тетрадь.

XII. Итог урока.

Чему мы научились на сегодняшнем уроке.

Емеле понравилась ваша работа и он вам говорит… Прочтите. (Слайд 13)

Емеля благодарит вас за хорошую работу и дарит вам свой портрет, но с ним надо немного потрудиться, то есть раскрасить его. Если вам урок сегодня понравился, то раскрасьте яркими красками Емелю, а если нет, то тёмными.

Компьютерная презентация урока представлена в приложении .

Литература:

  1. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов. Русская азбука. Учебник для 1 класса. М.: «Просвещение» 2009;
  2. В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. Пропись №2 к «Русской азбуке». М.: «Просвещение» 2009;
  3. О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. М.: «ВАКО» 2008.

«Буква звук Й» - 4 мин Физминутка 1 мин. Сколько гласных звуков вы знаете? 1 мин. Работа по таблице «Звуки». Ход урока. 1)Организационный момент. Начинается урок. Какой знак в конце предложения? Откуда взялся йод? Внимание, проверь дружок, готов ли ты начать урок? 6 мин Правило о заглавной букве Карточка на доске. 2)Повторение пройденного.

«Буква и звук Ф» - Чем будем заниматься сегодня? 2 сл., 6 б., 5 зв. В. Степанов. Лупоглазый целит взгляд, Словно фотоаппарат. 2 сл., 5 б., 5 зв. Но, вздыхая тяжело, Филин прячется в дупло. Ф о-н а р ь. [Ф"и-л"ин]. [Фа-нар"]. Где спрятались звуки [ф], [ф"]: в середине, в конце или в начале слова? *** Филин – два огромных глаза – Букву Ф напомнил сразу.

«Буква А» - Кто внимательный? Задачи. Томский региональный центр Интернет-Образования. Автор: Мокроносова Е.В., учитель начальных классов МОУ Новоархангельской СОШ. Перед тобою буква А. -А - а - а! Гласная буква А. Буква А Гласная буква Гласный звук [а]. Разминка. Познакомить с гласной буквой А. Рассмотреть роль букв в словах.

«Буква Е» - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009/2010. О. С. К. А. У. И. Н. Раздел: Преподавание в начальной школе. Ы.

«Алфавит» - «Азбука – к мудрости ступенька». Предметные области. Проект по теме: «Алфавит». Развитие умения пользоваться алфавитом. Формирование умения правильного анализирования звукового состава слова. Интегрированные уроки. Зачем нужен алфавит? Темы самостоятельных работ. Учитель начальных классов Мамашева Елена Николаевна.

«Буква ять» - А. А. Шахматова по вопросу об упрощении русского правописания, принятые 11 мая 1917 года. Смысл: до зв зды не полагается сть, а один гр шный челов къ съ лъ гречневый хл бецъ. Ср.: 1) Крестьянинъ Андрей боленъ былъ: изумлялся на всякъ день и трясся. Ответ. Вопрос. Что значит «вещий Олег»? Обозначьте современный и этимологический (исторический) состав морфем в словоформе изумлена.


Close