4 1:6




Выберем единичный отрезок АB O С


Числа со знаком «+» называются положительными Числа со знаком «-» называются отрицательными положительные отрицательные Знак «+» перед положительными числами обычно опускают, для краткости записи, и вместо +2 пишут 2, поэтому +2=2 т.е это одно и то же число, только по разному обозначенное. А B О


Начало отсчета – число 0(нуль). Начало отсчета Отрицательное оно или положительное? Само число 0(нуль) не является ни положительным, ни отрицательным. Оно отделяет положительные числа от отрицательных положительные отрицательные АBО








Исторические сведения. Впервые отрицательные числа появились в Древнем Китае примерно 2100 лет тому назад. В Европе отрицательными числами начали пользоваться с вв. Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта (). Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввёл координатную прямую (1637 г.).


Выше нуля- положительные, Ниже нуля- отрицательные Вертикальное расположение прямой


Прочитайте показания термометров изображенных на рисунке:


С координатной прямой мы встречаемся на уроках истории («линия времени») лет лет 1000 лет 2000 лет


1. Прочитайте числа: 14; -1,5; 3,86; 0; -577; -1/5; 237. Проверь себя! 14; 3,86; ,5; -577; -1/5



Координаты на прямой

Презентация к уроку математики 6 класса

учителя математики

МБОУ СОШ №86 имени контр-адмирала И.И.Вереникина


ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА:

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА:


ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА:

Начало отсчёта (или начало координат ) – точка О изображает 0 (нуль). Само число 0 не является ни положительным, ни отрицательным . Оно отделяет положительные числа от отрицательных.


Прямая расположена вертикально.

Положительное направление отмечают стрелкой.

Положительные координаты точек расположены выше точки О, а отрицательные координаты точек расположены ниже.


ПРЯМУЮ С ВЫБРАННЫМИ НА НЕЙ НАЧАЛОМ ОТСЧЕТА, ЕДИНИЧНЫМ ОТРЕЗКОМ И НАПРАВЛЕНИЕМ НАЗЫВАЮТ КООРДИНАТНОЙ ПРЯМОЙ.

ЧИСЛО, ПОКАЗЫВАЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТОЧКИ НА ПРЯМОЙ, НАЗЫВАЮТ КООРДИНАТОЙ ЭТОЙ ТОЧКИ.





  • Где будет находится белка, если она удалится от дупла на 3 м. Сколько ответов можно дать?
  • Где окажется белка, если она будет находится:

А) выше дупла на 2 м;

Б) ниже дупла на 3 м;

В) ниже дупла на 1,5 м;

Г) выше дупла на 2,5 м.


Курган

Омск

270 км

270 км

260 км

630 км

Челябинск

Новосибирск

Петропавловск

Поезд вышел со станции Петропавловск и идет со скоростью 90 км/ч. В какой город придет поезд через 3 ч?

Где он будет находиться поезд:

А) через 10 ч, если он идет в Новосибирск;

Б) через 5 ч, если он идет в Челябинск?


Из спортивного лагеря выходит группа туристов и движется по шоссе.

Покажите, где будут находится туристы:

А) через 3 ч, если они идут со скоростью 3 км/ч;

Б) через 2 ч, если они идут со скоростью 4 км/ч.

Что ещё нужно знать, чтобы на каждый вопрос был только один ответ?


Находясь в походе, туристы побывали

в пунктах К, М и Р.

Где по отношению к лагерю находятся эти пункты?




ПРАКТИЧЕСКИЕ

ЗАДАНИЯ


Запишите координаты точек, изображенных на рисунке.


1. Изобразите на координатной прямой точки A(1), B(8,3), C(-6), D(6), M(-2,4), K(2,4).

2. Отметьте на координатной прямой точку, имеющую координату х, если х=-7; 3,3; -5,2; -1; 2; -1,8;


Назовите какие-нибудь три числа, расположенные на координатной прямой:

А) правее числа 11;

Б) левее числа -8;

В) левее числа -820;

Г) правее числа -78.


ВОПРОСЫ:

  • Что такое координатная прямая?
  • Что называют координатой точки на прямой?
  • Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных: а) справа от начала координат;

б) слева от на-чала координат?

4. Какую координату имеет начало координат?

  • Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной прямой, расположенных:

а) выше начала координат;

б) ниже от начала координат?

Учебная презентация к теме «Координаты на прямой» имеет четкую структуру, изложение материала происходит в логичной последовательности и подкреплено необходимыми рисунками. Размер шрифта и цветовая палитра не утомляют глаза учащихся и позволяют хорошо видеть элементы слайдов со всех учебных мест класса. Презентация не перенасыщена анимационными эффектами, поэтому ученики максимально сконцентрированы на объяснении учителя, а не на анимации.

слайды 1-2 (Тема презентации "Координаты на прямой", примеры)

Подача нового материала начинается с рассмотрения прямой АВ и точки О, которая разбивает данную прямую на два дополнительных луча. После чего выбирают единичный отрезок и уславливаются т.О называть началом координат. Учащимся объясняется, что положение точки на каждом из лучей задается координатой, а чтобы отличить координаты друг от друга на этих лучах, ставят для одного луча перед координатой знак «+», а перед координатой другого луча - знак «-». Таким образом, учащиеся подводятся к понятиям «положительные» и «отрицательные» числа.

слайды 3-4 (примеры, определение координатной прямой, координаты точки)

Все объяснение происходит поэтапно, каждый момент изображен на слайде, приводятся необходимые примеры. Внимание учеников обращается на то, что для краткости записи положительных чисел обычно опускают знак «+». Кроме того, в презентации ставится акцент на том, что точка О изображает нуль, который сам по себе не является ни положительным, ни отрицательным числом - он просто отделяет положительные числа от отрицательных.

слайды 5-6 (примеры, вопросы)

Вопросы, предложенные на последнем слайде, предназначены для проведения быстрого контроля усвоенных знаний учениками в результате просмотра презентации с сопровождающим объяснением учителя. Это позволит максимально быстро выявить непонимание учащимися каких-либо моментов рассмотренного учебного материала. В свою очередь, школьники должны продемонстрировать не только рефлекторное воспроизведение услышанного материала, но и сделать анализ необходимых понятий темы, правильно сформулировать и выразить свою мысль.

Учебная презентация к теме «Координаты на прямой» может быть использована не только во время проведения школьных занятий, но и для дистанционного или самостоятельного изучения школьниками.

Урок разработан с учетом дифференцированного подхода в обучении: ключевые моменты урока составлены на основе конструктора урока, где учитываются психологические особенности учащихся – тип мышления. Здесь можно увидеть организацию ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно, так как учение, как и любую деятельность, можно представить в виде следующей последовательности действий: установка на деятельность; обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических особенностей; сравнение полученных результатов с предполагаемыми. Поэтому на данных этапах урока распределена работа между правополушарными и левополушарными учащимися.
Набор материалов для левополушарных и правополушарных учащихся отличается.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Вид урока: объяснительно-иллюстративный

Цель урока:

  • Образовательный аспект : дальнейшее формирование основ функциональной линии через введение понятия координатной прямой; создание ориентировочной основы для умений находить координаты прямой и строить точки по заданным координатам;
  • Развивающий аспект : создание условий для развития умения переноса известных способов действий в новую ситуацию;
  • Воспитательный аспект: воспитание чувства ответственности за свои действия (бездействие), сопричастности ко всему происходящему в классе.

Структура урока:

1 этап: Постановки учебной задачи
2 этап: Актуализации знаний
3 этап: Введение новых понятий и способов действий
4 этап : Первичное закрепление
5 этап : Подведение итогов урока
6 этап : Инструктаж по домашнему заданию

Основные методы: беседа, демонстрация

Оборудование и дидактические материалы:

  • Компьютер,
  • Проектор,
  • Магниты
  • Презентация по теме «Координаты на прямой»,
  • Дидактические материалы: карточка для определения координатной прямой,
  • Набор карточек с тестовыми заданиями для «левополушарных» учащихся.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Особенности применения заданий для учащихся с разной функциональной асимметрией мозга
Левополушарные Правополушарные
Организационный тап Записывают число,
классная работа
1 этап

Задачи этапа:

  • Настроить на предстоящую работу,
  • Обеспечить понимание и принятие учебной задачи на урок и на перспективу.
Перед вами шесть уравнений, ваша задача решить их и сказать какое действие помогло найти корни. (Левополушарным дать самостоятельно решить 6 уравнение). Самостоятельно решают уравнение №6, участвуют в решении уравнений. Устно решают уравнения 1-5 Слайд 2 Для левополушарных задание, направленное на глубину знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Для сформированности потребности в дальнейшем образовании. Для правополушарных творческие задания (составить предложение)
Пока ребята находят корни уравнения №6, составьте из данных слов предложение, которое будет эпиграфом сегодняшнего урока Решают уравнение, участвуют в составлении предложения Составляют предложение, высказывают свои версии Слайд 3
Данное высказывание принадлежит древнегреческому ученому Пифагору. Я предлагаю записать эпиграф в тетради Записывают в тетради Слад 4
Вернемся к уравнениям и решим последнее.
Какие уравнения мы не смогли бы решить в начальной школе, почему?
Предлагают свои варианты ответов.
Отвечают на вопросы
Записывают в тетради.
Отвечают на вопросы
Слайды 5-6
Итак, раз мы не пришли к единому ответу, и у нас возникли трудности. Может есть новые числа, которые помогут найти корень уравнения. И сегодня какая задача предстоит на уроке? Познакомиться с новыми числами, которые не изучали ранее.
2 этап

Задачи этапа:
Создать условия для

  • Воспроизведения понятий координатный луч;
  • воспроизведения общей схемы действий при определении координат заданной точки и при построении точки по заданным координатам на координатном луче.
А для того, чтобы узнать новые числа, вспомним, где можно разместить все числа, которые вы изучили. Что является «домом» для всех чисел? Координатный луч. Левополушарные – задания связанные непосредственно с теорией.
Постройте координатный луч. Что необходимо для его построения? Строят координатный луч
Единичный отрезок, начало, направление.
Вызвать учащегося отметить точки с координатами 5; 3,5; 1/2 Отмечают точки
3 этап

Задачи этапа:
Создать условия для

  • анализа новой ситуации;
  • мотивации введения координатной прямой;
  • переноса известных способов определения координаты точки и построения точки по ее координате на луче в ситуацию координатной прямой;
  • введения ориентировочной основы новых действий.
Что будет если продолжить луч, построить дополнительный луч к данному? Сделайте это.
Простая ли прямая получится?

Получится прямая.
Строят дополнительный луч к данному.
Нет.
Высказывают свои идеи.
Выходят на то, что слева тоже есть числа.

Как вы думаете число 5 имеет одно и то же значение для зимы и лета? Выходят на новые числа со знаком минус.
Может, вы знаете, как называются такие числа со знаком минус? Где эти числа существуют? Высказывают свои версии.
Эти числа располагаются слева от 0.
Так каким же числам посвящен урок? (если не смогут, то назвать эти числа).
Запишем тему урока.
Отрицательным.

Записывают тему урока.

Давайте проанализируем, как мы получили отрицательные числа, новую прямую. Воспроизводят все действия.
Называют все элементы.
Выходят на и координатная прямая.
Слайд 7
Кто сможет сформулировать определение координатной прямой.
Итак, как будем называть числа слева? Справа?
Формулируют определение.

Слева – отрицательные числа.
Справа – положительные.

Слайд 7
Возьмите карточку №1. (Приложение 1 ) Можете сделать для себя пояснения, чтобы не забыть, как формулируется определение. Дописывают необходимую информацию для формулировки Формулируют по карточке
В каком расположении вы встречали координатную прямую? Приведите примеры из жизни и решите задачу. В вертикальном Приводят примеры. Слайд 8
Проверьте верно ли отмечены точки на координатной прямой? Поднимите руки, кто согласен. Называют точки, рассказывают, на каком расстоянии от начала отсчета нужно отметить данные точки Поднимают руки, кто согласен. Слайд 9.
Определите температуру, назовите координату. Записывают ответы в тетради.
(самостоятельная работа)
Слайд 10. Правополушарные – задания, демонстрирующие связь с жизнью.
Проверьте себя! Проверяют, исправляют ошибки. Слайд 11.
4 этап

Задачи этапа:
Создание условий для осуществления учащимися новых действий:

  • определение координаты точки на координатной прямой;
  • построение точки на координатной прямой по заданной координате.
Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить путешествие за положительными и отрицательными числами «По горам и океанам» Правополушарные и левополушарные работают в паре, так как у каждого есть свой способ донесения информации до другого, что приносит пользу обоим участниками образовательного процесса.
Выполните задание из учебника №902 страница 151.Заполните карточку №2 (Приложение 2 ) Работаете в паре. Заполняют таблицу. Слайд 13.
А теперь совершим путешествие и проверим, как вы справились с заданием. Проверяют, исправляют ошибки Называют ответы. Слайды 14-24
Следующие путешествие будет по городам разных стран. Возьмите карточку №3. (Приложение 3 ). Я буду показывать вам город с соответствующей температурой на момент 10 января, а ваша задача отметить на координатной прямой значения соответствующей температуры и название города. (спросить правополушарных) Отмечают на координатной прямой. Читают название города и температуру.
Отмечают на координатной прямой.
Слайды 25-32
Я, надеюсь, что вы успешно справились с этим заданием, проверьте, пожалуйста. Проверяют Слайд 34 Приверженность к теории. Установление координат
Следующее путешествие «По температурной шкале». Смотрят на слайд Слайд 35
Возьмите карточку №4 (Приложение 4 ). Заполните её самостоятельно, используя знания из области географии, собственную интуицию, так как не все значения даны, а таблицу необходимо заполнить всю Заполняют таблицу Слайд 36
Кто из вас обладает совершенными знаниями? Поднимите руки, кто заполнил всю таблицу верно? Сверяют ответы. Слайды 37-38
Путешествие не закончилось, сейчас вы окажетесь в роли подводника или снайпера. А кто есть кто, вы узнаете по карточке №5 (Приложение 5 ). Выполните задание. Устанавливают соответствие между точкой и её координатой. Расшифровывают слово. Решают задачу, записывают в тетради.
Проверяем снайперов. Называют точки и координаты. Расшифрованное слово Смотрят, проверяют. Слайды 38-40
Проверяем подводников Смотрят, слушают, проверяют. Дают ответ задачи Слайд 41 Приверженность к практике. Задача из жизни.
Путешествие заканчивается на олимпийских играх. Что может сказать нам таблица? Отвечают на вопросы. Дают ответ. Слайды 42-44
5 этап

Задачи этапа:
организовать первичную рефлексию результатов собственной деятельности учащихся на уроке.

Итак, проделано много работы. Вернемся к началу урока, какая проблема была? Не могли решить уравнение. Слайд 45
Может, сейчас мы решим это уравнение? -1
Как запишем решение уравнения? Диктуют решение. Слайд 46
С решением уравнений вы познакомитесь позже, а сейчас каждый проверит, как он поработал на уроке. Возьмите карточку №6 (Приложение 6 ) (левополушарные), а остальные работают устно. Выполняют тест Отвечают на вопрос. Рассказывают все про числа. Слайд 47 Для правополушарных необходимы задания устного типа, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ). Для левополушарных – вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)
Проверим тех, кто выполнял тест. Читают вопрос и дают свой ответ. Смотрят, слушают, возражают, если неверный ответ. Слайды 48-52
Замечательно, что вы открыли для себя на этом уроке? Делятся собственными впечатлениями. Слайд 53
6 этап

Задачи этапа:

  • сформулировать цель (учебную задачу) домашнего задания;
  • указать на возможные средства поддержки для достижения цели
Домашнее задание: научиться строить точки с заданными координатами, устанавливать координаты точек.
№898, №897

Ваши помощники: текст на стр. 147 -148 прочитать, ответить на вопросы после пункта.

Записывают задание в дневник.

Слайды 54-55
Вы сегодня работали замечательно. Спасибо за урок!
Возьмите цветные магниты и установите на координатной прямой в той части, какое ваше настроение от урока (отрицательное или положительное)
Крепят магниты на доску, где изображена координатная прямая. Слайды 56-57

Швецова Т.С.
Координаты на прямой
(6 класс)
Швецова Татьяна Сергеевна, учитель математики
Образовательное учреждение: МОУ Павловская СОШ
Предмет: математика.
Классы: 6.
Оборудование – мультимедиа-проектор, экран, компьютер.
Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Авторский медиапродукт : презентация.
Презентация разработана в помощь учителю для проведения урока математики в 6 классе по теме: «Координаты на прямой».Слова учителя на таких этапах как устный счет, объяснение новой темы, устное закрепление новой темы, историческая справка, подведение итогов урока наглядно сопровождаются презентацией, что экономит время учителя, если бы он свои слова сопровождал другими наглядностями.
Данная презентация позволит сделать урок более интересным, новый материал более доступным для понимания. При устном счете и закреплении учащиеся видят подтверждение правильности их ответов, что нельзя сделать при работе с учебником. При объяснении новой темы каждое слово учителя отображается на экране, учитель обращен к классу, чего нельзя добиться при работе с доской. Основные моменты исторической справки отображены в презентации, что позволит зрительному восприятию доклада. При подведении итогов урока у учителя есть возможность вернуться к основным моментам новой темы, что позволит учащимся лучше усвоить новый материал.
Перед работой с презентацией учитель должен подробно изучить конспект урока, чтобы узнать основные «тонкости» каждого слайда.
Литература:
1.Поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкин и др. Волгоград 2005
2.Учебник «Математика 6 класс» Н.Я.Виленкин и др. М: Мнемозина 2008 г
.
Урок математики + презентация в 6 классе по теме «КООРДИНАТЫ НА ПРЯМОЙ»
Автор: Швецова Татьяна Сергеевна
учитель математики
МОУ Павловской СОШ
Цель: 1. Научить отмечать на координатной прямой точку по заданным координатам и читать координаты точки, отмеченной на координатной прямой.
2.Развитие внимания и аккуратности при выполнении заданий.

3. Развитие интереса к изучению предмета.
☺ -клик левой кнопки мыши.
Ход урока:


Название этапа урока
Содержание этапа
№ слайда
1
Организация урока. 3 мин.
Учитель: «Сегодня мы узнаем как показать положение точки на прямой, что такое координатная прямая, научимся отмечать на координатной прямой точку по заданным координатам и читать координаты точки, отмеченной на координатной прямой.»
Слайд 1
2
Устный счет
Учитель: «Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте потренируемся в устном счете»
Первый пример ☺ , ответ учащихся, ☺ (проверка правильности ответа), и т.д.
Слайд 2,3.
3.
Формирование новых знаний учащихся.
1. Положительные и отрицательные числа.
Учитель: «Пусть у нас дана некоторая прямая АВ☺ ,. Точка О разбивает эту прямую на два дополнительных луча- ОА и ОВ☺ , . Выберем единичный отрезок ☺ и примем точку О за начало отсчета. Тогда положение точки, на каждом из лучей задается числом☺ . Чтобы отличить друг от друга координаты на этих лучах, условились ставить перед числами на одном луче знак +☺ , а перед числами на другом луче знак -☺ . Числа со знаком + называют положительными☺ . Числа со знаком – называют отрицательными☺ . Для краткости записи обычно опускают знак + перед положительным числом☺ .
Начало отсчета –точка О изображает 0 (нуль☺ ).Само число 0 не является ни положительным, ни отрицательным . Оно отделяет положительные от отрицательных.
Положительное направление отмечают стрелкой☺ .
Слайд 4.
Прямые могут находится в различных положениях. Например шкала термометра – на ней тоже изображены положительные и отрицательные числа. Положительные –выше нуля☺ , отрицательные ниже☺ . Слайд 5
Итак, что же называется координатной прямой и координатой точки?
Прямую с выбранным на ней началом отсчета☺ ,
единичным отрезком ☺ и направлением☺ называют координатной прямой.
Число, показывающее положение точки на прямой☺ , называют координатой этой точки☺ .
Пишут☺ : С(-4)»
Слайд 6
4.
Выполнение устных заданий на закрепление новой темы.
Учащиеся устно выполняют задания изображенные на слайдах.
Слайд 7,8
5.
Решение задач из учебника.
№ 895, № 896, № 897,№ 898.

6.
Подведение итогов урока.
Учитель: «1)Какую прямую называют координатной прямой?(далее устный ответ уч-ся) ☺ по гиперссылке2)В какую сторону от нуля располагаются положительные числа, когда координатная прямая горизонтальна; вертикальна?
Слайд 9 ,15
3)Какое число не является ни положительным, ни отрицательным?
4)Что такое координата точки? (далее ответ учащихся)☺ по гиперссылке
Слайд 10,16
А теперь нам сделают доклад «Из истории возникновения отрицательных чисел»
Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н.э.
Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные- как долг, недостача.
Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в YII в. Индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием.
В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII - XIII вв., но до XVI в., как и в древности, они понимались как долги, большинство ученых считали их « ложными», в отличие от положительных чисел- «истинных».
Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта (1596-1650). Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел- ввел координатную прямую.
Окончательное и всеобщее признание как действительно существующие отрицательные числа получили лишь в первой половине XYIII
в. Тогда же утвердилось и современное обозначение для отрицательных чисел.

Слайд 11
Слайд 12.
Слайд 13

7.
Домашнее задание.
п.26, №918, №909 (а)


Учитель: « Благодарю вас за урок и прошу вас нарисуйте карандашом в тетради ваше настроение »
Слайд 14

Close