Презентация по слайдам

Текст слайда: Работу выполнила: учащаяся 11 класса Спасской средней общеобразовательной школы №1 Дроздова Валентина. Руководитель: Судницына Г.В.

Текст слайда: Цель работы: Познакомиться с работой физиологического отдела, который возглавлял И.П.Павлов. Узнать о современных направления и методах работы.

Текст слайда: Задачи: Изучить историю развития экспериментальной физиологии. Узнать о методике экспериментальных работ. Познакомиться с работой ведущих лабораторий.

Текст слайда: В 1890 году произошло открытие Императорского Института экспериментальной медицины, созданного на базе Пастеровской станции. Физиологический отдел был одним из первых организован в составе Императорского института экспериментальной медицины, и с 1891 г. его возглавил профессор И.П.Павлов, позднее ставший академиком и лауреатом Нобелевской премии. В 1925 году физиологическая лаборатория при академии наук преобразована в Физиологический институт, директором которого стал И.П. Павлов.

Текст слайда: При его непосредственном участии здесь были выполнены исследования обогатившие мировую науку представлениями о работе пищеварительного тракта и функциях пищеварительных желез. Открыты условные рефлексы и создано учение о высшей нервной деятельности, которое до настоящего времени лежит в основе научных представлений в психологии и психиатрии. Вместе с И.П. Павловым в создании отечественной психонейрофизиологической научной школы принимали участие сотрудники Отдела физиологии, его выдающиеся ученики, позже составившие элиту отечественной физиологической науки: Б.П. Бабкин, Л.А. Орбели, П.К. Анохин, Э.А. Асратян, Н.И. Красногорский, И.В. Завадский, Г.В. Фольборт, И.С. Цитович, А.Н. Крестовиков, В.В. Савич, П.С. Купалов, Н.А. Рожанский, В.С. Дерябин и другие

Текст слайда: В процессе изучения условных рефлексов у собак Павлов пришел к необходимости максимально изолировать собаку на время эксперимента от воздействия внешних раздражителей. С этой целью Павлов разрабатывает проект специального здания, с двумя так называемыми "Башнями молчания", содержащими 8 экспериментальных камер, разделенных пространственно винтовыми лестницами и переходами с бесшумным покрытием. Этот проект был согласован с попечителем института принцем А.П. Ольденбургским и воплощен в 1913-1917 гг. при поддержке благотворительного Леденцовского общества. Внутри каждой камеры находится еще одна камера, куда помещалась собака. Эта камера имела двойную дверь, плотно закрываемую на время эксперимента.

Текст слайда: Здания Павловского отдела и Башни молчания. Стеклянная башенка на крыше отдела - световой фонарь над помещением Павловской операционной

Текст слайда: Подача условных раздражителей производилась путем нажатия клавиш специального пульта. Подача подкрепления производилась путем нажатия на баллон, соединенный резиновой трубкой с механизмом, обеспечивающим поворот чашек в кормушке с мясо-сухарным порошком. Наблюдение за поведением собаки производилось через перископ. Камера в башне Молчания

Текст слайда: Таким образом, проведение экспериментов по выработке условных рефлексов в камере обеспечивало условия полной изоляции подопытного животного от всяких посторонних воздействий во время эксперимента. В настоящее время одна из камер является демонстрационной для экскурсантов

Слайд №10

Текст слайда: Башня соединена со зданием Отдела навесной галереей. Винтовая лестница в башне

Слайд №11

Текст слайда: Кабинет академика Ивана Петровича Павлова В Физиологическом отделе им. И.П. Павлова Института экспериментальной медицины имеется мемориальный кабинет, который служил Павлову все 45 лет работы в отделе местом для научных бесед с сотрудниками и гостями, для проведения небольших научных совещаний и для отдыха, так как основную часть времени своего пребывания в Отделе Павлов проводил на опытах и операциях. Кабинет сохраняется в том виде, в каком он был при жизни И.П.Павлова. После его кончины в кабинете установили дополнительно две витрины: в одной из них находится посмертная маска и слепки с рук И.П. Павлова, а в другой - некоторые его личные вещи. Кабинет является местом посещения многочисленных гостей Отдела и экскурсантов.

Слайд №12

Текст слайда: Памятник Собаке В 1935 году, в тот год, когда в нашей стране проходил 15 Международный конгресс физиологов, на территории Института экспериментальной медицины, рядом с Физиологическим отделом, был торжественно открыт "Памятник Собаке", созданный по инициативе И.П. Павлова, в знак признательности собаке за бескорыстное и преданное служение науке во благо всего человечества

Слайд №13

Текст слайда: Это памятник - фонтан, выполненный скульптором И. Ф. Безпаловым в виде фигуры собаки на постаменте, украшенном 8 скульптурными изображениями голов собак разных пород и 4 картинами - барельефами, изображающими сцены из лабораторной жизни, в верхней части которых приведены высказывания И.П. Павлова, поясняющие изображенное. Этот памятник также является музейной частью экскурсии по Физиологическому отделу им. И.П. Павлова.

Слайд №14

Текст слайда: Участники 9 международной конференции "Стресс и поведение", Санкт-Петербург, 2005, перед памятником собаке.

Слайд №15

Текст слайда: После смерти И.П. Павлова (27 февраля 1936 г.) во главе Отдела физиологии в течение нескольких месяцев находился Л.А. Орбели, позже исследования основных закономерностей высшей нервной деятельности продолжались под руководством П.С. Купалова, а с 1964 г. – М.М. Хананашвили. М.М. Хананашвили сформулировал основную концепцию интегрированных систем условных рефлексов как функциональных единиц системного поведения, а также концепцию информационных неврозов животных и человека, путей их профилактики и лечения. В 1978 - 1995 гг. Отдел возглавлял Г.А. Вартанян. Исследования были сосредоточены на разработке проблем «замыкания» на ряде моделей и на анализе нервных процессов в мозге в процессе образования различных условных рефлексов. С 1995 г. работу Отдела возглавляет профессор В.М. Клименко.

Слайд №16

Текст слайда: В настоящее время в Отделе физиологии имеется 2 лаборатории: Лаборатория нейробиологии интегративных функций, включающая научную группу нейродинамической коррекции патологии мозговых функций Лаборатория психофизиологии эмоций Руководитель Виктор Матвеевич Клименко проф., д.м.н.

Слайд №17

Текст слайда: Основным направлением исследований Физиологического отдела им. И.П. Павлова, традиционно, уже более столетия, является изучение механизмов интегративной деятельности мозга, и в центре внимания находятся вопросы взаимоотношения организма и среды, переработки сенсорной информации, ее значимости для социального опыта, нормальные и патологические механизмы деятельности центральной нервной системы. Одновременно с внедрением молекулярно-клеточных методов изучения фундаментальных основ деятельности мозга перед сотрудниками Отдела стоит задача их максимального приближения к запросам современной практической медицины от механизмов формирования физиологических и патологических процессов до практических предложений новых методов лечения и рекомендаций по профилактике заболеваний нервной системы.

Слайд №18

Текст слайда: В Лаборатории нейробиологии интегративных функций мозга сегодня, развиваются представления о формировании в онтогенезе индивидуальных особенностей познавательных функций головного мозга и о факторах, влияющих на их проявления.

Слайд №19

Текст слайда: В последнее десятилетие сотрудники Отдела физиологии им. Павлова проводили исследования в области изучения взаимодействия между клетками мозга, его структурами, механизмов адаптивных поведенческих реакций животного и человека на воздействия изменяющихся факторов внешней и внутренней среды организма.

Слайд №20

Текст слайда: В результате исследования нейробиологических основ афферентной структуры взаимодействия иммунной и нервной систем получены приоритетные данные о механизмах ответа мозга на активацию иммунной системы, участии иммуногенных факторов в формировании адаптивного поведения и в регуляции нормальных физиологических функций. Комплексные этологические, нейрофизиологические и нейрохимические исследования на животных с патологическими изменениями эмоциональной сферы, возникающими вследствие зоосоциальных конфликтов или стресса угрозы жизни в результате действий хищника позволили получить приоритетные данные об организации физиологических и психологических реакций организма на психогенный стресс.

Слайд №21

Текст слайда: В изучение поведения с помощью компьютеризированного скрининга. В моделировании реакций ЦНС на неспецифическую активацию иммунной системы и исследование изменений поведенческих реакций. В исследовании нейропептидных и нейромедиаторных систем методами иммуноферментного анализа, молекулярной биологии и хроматографии.

Слайд №22

Текст слайда: Руководитель - доктор медицинских наук Николай Михайлович Яковлев

Слайд №23

Текст слайда: В основу разработок Научной группы нейродинамической коррекции нарушенных функций мозга положена идея усиления возможностей адаптивной саморегуляции мозга больного с использованием компьютеризованной внешней обратной связи.

Слайд №24

Текст слайда: Неврозы человека. Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе нейромоторного обучения с помощью биологической обратной связи (БОС). Механизмы аффективных и психических нарушений у подростков с дефицитом внимания и наркоманией.

Слайд №25

Текст слайда: В использовании методов коррекции функционального состояния организма человека. Аутокоррекция функционального состояния ЦНС на основе акустической биологической обратной связи (БОС). Моделирование в эксперименте на животных онтогенетических механизмов формирования синдрома дефицита внимания. Способы коррекции логоневрозов и заикания

Слайд №26

Текст слайда:

Слайд №27

Текст слайда: И.П.Павлов всегда повторял: «Приучить себя думать. Упорно исследовать предмет, иметь его в виду и ныне и завтра, писать, говорить, спорить о нём, подходить к нему и с одной и с другой стороны, собрать все доводы в пользу того или другого мнения о нём, устранить все возражения, признать проблемы, где они есть, короче – испытать и радость и горе серьёзного умственного напряжения, умственного труда».

Слайд №28

Текст слайда: Мы, молодое поколение сегодняшней России, будем помнить Великого учёного, физиолога – Ивана Петровича Павлова!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Date of birth: 26 September 1849 Place of birth: Ryazan, Russian Empire Date of death: 27 February 1936 (age 86) Place of death: Leningrad, RSFSR, USSR Country: Russian Empire → the USSR Scientific domain: Physiology Alma mater: Saint Petersburg state University Notable students: Orbeli, L. A., Bykov K. M., Kupalov, P. S., Anokhin, P. K., Babkin, B. P., N. N. The quality Known as: Creator of the science of higher nervous activity and views about the regulation processes of digestion; the founder of the largest Russian physiological school Awards and prizes: the Nobel prize in physiology or medicine (1904)

3 слайд

Описание слайда:

Ivan Petrovich was born on 14 (26) September 1849 in Ryazan. Pavlov"s ancestors in the paternal and maternal lines were servants of the Church. Father Peter Dmitrievich Pavlov (1823-1899), his mother, Varvara Ivanovna (née assumption) (1826-1890). In 1864 graduated from the Ryazan theological school, Pavlov entered the Ryazan theological Seminary. In my last year of Seminary he read the book "Reflexes of the brain" Professor I. M. Sechenov, who had turned his life

4 слайд

Описание слайда:

In 1870 he entered the law faculty (the seminarians were limited in the choice of University majors), but 17 days after admission went on natural branch of physical-mathematical faculty of St. Petersburg University (specializing in physiology)

5 слайд

Описание слайда:

Pavlov, Sechenov as a follower, doing a lot of nervous regulation. Sechenov had to move from St. Petersburg to Odessa, where he worked for some time at the University. His pulpit in the Medico-surgical Academy took Ilya Fadeevich Zion, and Pavlov took over the operational Zion virtuoso technique. Pavlov over 10 years has worked to get a fistula (hole) in the gastrointestinal tract. To make such an operation was extremely difficult, as slivovica from intestinal juice is digested intestine and the abdominal wall. I. P. So Pavlov had stitched the skin and mucosa, inserted the metal tube and was closed with their stoppers, no erosion was not, and he could get pure digestive juices throughout the gastro-intestinal tract from the salivary glands to the colon, which was done them on hundreds of experimental animals.

6 слайд

Описание слайда:

Conducted experiments with sham feeding (cutting of the esophagus so that food does not fall into the stomach), thus making a number of discoveries in the area of reflexes of the gastric juice. At 10 years old Pavlov, in essence, re-created modern physiology of digestion

7 слайд

Описание слайда:

In 1903, 54-year-old Pavlov made a report at the XIV International Medical Congress in Madrid. And in the next, in 1904, the Nobel prize for the study of the functions of the main digestive glands was awarded I. P. Pavlov, he became the first Russian Nobel prize winner

8 слайд

Описание слайда:

In the Madrid report, made in Russian, I. P. Pavlov first formulated the principles of physiology of higher nervous activity, which he spent the next 35 years of his life. Concepts such as reinforcement, unconditioned and conditioned reflexes, were the main concepts of the science of behavior

9 слайд

Описание слайда:

In 1919-1920, during the period of devastation, Pavlov, suffering poverty, lack of research funding, refused the invitation of the Swedish Academy of Sciences to move to Sweden, where he promised to create the most favorable conditions for life and scientific research, and in the vicinity of Stockholm was planned to build at the request of Pavlov the Institute, what he wants. Pavlov said that he"s not going anywhere. Then followed by the corresponding decree of the Soviet government, and built a magnificent Pavlov Institute in Koltushi, near Leningrad, where he worked until 1936

10 слайд

Описание слайда:

The stages of life 1875 Pavlov enters the 3rd course in Medical-surgical Academy (now medical Military Academy), at the same time (1876-78) in works at the lab with K. N. Ustimovich; at the end of the military medical Academy (1879) was left as the head of the physiological laboratory at the clinic of S. P. Botkin. In 1883, Pavlov defended his doctoral dissertation "the centrifugal nerves of the heart." 1884-86 - he was sent to further his knowledge abroad in Breslau and Leipzig, where he worked in the laboratories at R. HEIDENHAIN and K. Ludwig

11 слайд

Описание слайда:

1890 - elected Professor and head of the Department of pharmacology of the military medical Academy, and in 1896 was Chairman of physiology Department, which he headed until 1924. At the same time (1890) Pavlov - head of the physiological laboratory at the then organized the Institute of experimental medicine. 1901 - Pavlov was elected a corresponding member, and in 1907 a full member of the Petersburg Academy of Sciences.

презентацию выполнил учащийся 4 «Б» класса ГБОУ лицея №623 им. И.П.Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга Ахмедов Эдгар руководитель: Пицхелаури Н.И Иван Петрович ПАВЛОВ

Дата рождения: 26 сентября 1849 Место рождения: Рязань, Российская империя Дата смерти: 27 февраля 1936 (86 лет) Место смерти: Ленинград, РСФСР, СССР Страна: Российская империя → СССР Научная сфера: Физиология Альма-матер: Санкт-Петербургский государственный университет Знаменитые ученики: Орбели, Л. A., Быков К. М., Купалов, П. С., Анохин, П. К., Бабкин, Б. П., Н. Н. Трауготт Известен как: создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы Награды и премии: Нобелевская премия по физиологии и медицине (1904)

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823-1899), мать - Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826-1890). Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию. На последнем курсе семинарии он прочитал книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь И. М. Сеченов

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта - от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных.

Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения

В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном Медицинском Конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, - он стал первым российским Нобелевским лауреатом Медаль, вручаемая лауреату Нобелевской премии Диплом и золотая медаль лауреата Нобелевской премии 1904 года

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление, безусловный и условный рефлексы, стали основными понятиями науки о поведении Собака Павлова, Музей Павлова, 2005

В 1919-1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года

1904 - Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения 1925 - до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР. Памятник И.П. Павлову в городе Сухум Этапы жизни

1936 - 27 февраля Павлов умирает от пневмонии. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Санкт-Петербурге Почтовая марка СССР, посвящённая И. П. Павлову, 1991

Наш лицей №623 назван в честь И.П. Павлова и мы должны гордиться этим!

№ слайда 1

Описание слайда:

Ivan Petrovich Pavlov, a Russian Nobel Prize WinnerNatalie Levchenkova & Anastasia VinokurovaForm 10 BMEE “Monastyrshchinskaya Secondary Comprehensive School named after A.I.Koldunov”Monastyrshchina, Smolensk RegionTutor: Valentina Vasilyevna Sergoushina, the English language teacher2009

№ слайда 2

Описание слайда:

Contents1.From I.P.Pavlov’s biography.2. I.P.Pavlov’s scientific work3. Nobel Prize winner.4. The place of his burial.5. Russia greatly honors Pavlov’s work and his memory.

№ слайда 3

Описание слайда:

From I.P.Pavlov’s Biography I.P.Pavlov was born in the ancient Mid-Russian town of Ryazan on 26th September, 1849 into the family of a clergyman.

№ слайда 4

Описание слайда:

From I.P.Pavlov’s Biography He was the eldest son in a large family. Being a clever and quick-witted boy, he learned reading and writing very early, and in 1860 he was admitted to the Ryazan theological school, right to the second grade.

№ слайда 5

Описание слайда:

From I.P.Pavlov’s Biography Following traditions of his family, in 1964, after finishing the theological school he entered the theological seminary, but didn’t graduate from it. In 1870 his passionate interest in natural sciences made him enter the Faculty of Law, and a little later, leave it for the Natural Department of the St.Petersburgh University.

№ слайда 6

Описание слайда:

From I.P.Pavlov’s Biography In 1875 the University Council awarded Pavlov with golden medal for his scientific report “About nerves, heading the work of pancreas”.

№ слайда 7

№ слайда 8

Описание слайда:

I.P.Pavlov’s Scientific Work When in 1879 he graduated from the St.Petersburgh Medical-Surgical Academy, he became the Head of Laboratory of Physiology.

№ слайда 9

Описание слайда:

I.P.Pavlov’s Scientific Work I. P. Pavlov was the founder of the greatest and most fruitful scientific school of physiologists (more than 300 scientists were his students and collaborators).

№ слайда 10

Описание слайда:

I.P.Pavlov’s Scientific Work He created and ruled the Russian Society of Physiologists, Department of Physiology of Experimental Medicine Institute (1890),

№ слайда 11

Описание слайда:

I.P.Pavlov’s Scientific Work … the Russian Physiological Journal (1917), Institute of Physiology of the Russian Academy of Sciences (1925), and Biological Station in Koltushi (1926).

№ слайда 12

Описание слайда:

I.P.Pavlov’s Scientific WorkFor twenty years (1893-1913) he headed the Russian Doctors’ Society in St.Petersburgh.

№ слайда 13

Описание слайда:

Nobel Prize Winner Academician I.P.Pavlov devoted all his life to the studies of blood circulation and digestion. He was the first to discover the scientific method of conditioned reflexes, which made his name immortal. Speaking to the point, he has recreated the modern physiology of digestion.

№ слайда 14

Описание слайда:

Nobel Prize Winner In 1903 54-year old scientist made a report at the XIV International Medical Congress in Madrid, and the next year, in 1904, the Nobel Prize Committee awarded him with the Nobel Prize in the field of physiology and medicine.

№ слайда 15

Описание слайда:

Nobel Prize Winner So, Ivan Petrovich Pavlov became the first Russian Nobel Prize Winner and the fourth in this nomination after Emil Bering (1901), Ronald Ross (1902), and Nils Finsen (1903).

№ слайда 16

Описание слайда:

The Place of His Burial Ivan Petrovich Pavlov died on 27th February, 1936 in Leningrad, and was buried at the Volkov Cemetery. On his gravestone one can see his words: “Remember, Science demands from a human all his life. If only you had two, that won’t be enough.”

ЛЕКЦИЯ по дисциплине «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ» Урок № 108 01.04.2015 ТЕМА: «Учение И.П. Павлова » - «Жизнь и научная деятельность русского физиолога И. П. Павлова»

в семье священника.

Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви.

Поначалу судьба Ивана Павлова так и складывалась: он стал учиться в духовной семинарии.

Годы его учебы совпали с бурным развитием естествознания в России.

Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 году поступил в Петербургский университет. Занимаясь на естественном отделении физико-математического факультета. Он работал в лаборатории под руководством известного физиолога И. Ф. Циона, где выполнил несколько научных исследований.

А в 1875 году совет университета наградил его золотой медалью за работу "О нервах, заведующих работой в поджелудочной железе".

По окончании университета Иван Петрович поступил на третий курс Медико-хирургической академии и одновременно работал в лаборатории профессора физиологии К. Н. Устимовича.

За время прохождения курса в академии Павлов провел ряд экспериментальных работ, за совокупность которых был награжден золотой медалью.

Защитив в 1883 году диссертацию на степень доктора медицины, И.П. Павлов получил звание приват-доцента Военно-медицинской академии. Проработав 45 лет в стенах этого института, он выполнил главные исследования по физиологии пищеварения и разработал учение об условных рефлексах.

Защитив в 1883 году диссертацию на степень доктора медицины, И.П. Павлов получил звание приват-доцента Военно-медицинской академии. Проработав 45 лет в стенах этого института, он выполнил главные исследования по физиологии пищеварения и разработал учение об условных рефлексах.

За этот труд в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Труды И. П. Павлова получили признание со стороны ученых всего мира. При жизни ему были присвоены почетные звания многочисленных отечественных и иностранных научных учреждений, академий, университетов и различных обществ.

А в 1935 году на 15 Международном конгрессе физиологов Иван Петрович был увенчан почетным званием "старейшины физиологов мира".

Ни до, ни после него, ни один биолог не удостаивался такой чести.

В течение первого периода научной деятельности И.П. Павлов занимался изучением физиологии сердечно - сосудистой системы.

К этому времени относится его диссертация "Центробежные нервы сердца", в которой впервые было показано существование специальных нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца теплокровных животных.

На основании своих исследований Павлов высказал предположение, что открытый им усиливающий нерв оказывает действие на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце.

Развивая эти представления, Иван Петрович в дальнейшем создал учение о трофической функции нервной системы.

Павлов занимался изучением некоторых вопросов физиологии пищеварения. Но систематические исследования в этой области он начал проводить только в 1891 году в лаборатории Института экспериментальной медицины.

Основной идеей в этих работах, также как в исследованиях по кровообращению, была идея нервизма, заимствованная Павловым от С. П. Боткина и И. М. Сеченова.

Однако изучение регуляторной функции нервной системы (в процессе пищеварения) у здорового животного не могло быть осуществлено при методических возможностях, которыми располагала физиология того времени.

В 1879 году Иван Петрович впервые в истории физиологии произвел операцию, в результате которой получил постоянную фистулу поджелудочной железы. Вокруг одно из двух ее протоков он вырезал небольшой участок кишки, а образовавшиеся в кишке отверстия зашил; вырезанный кусок он вшил в кожную рану так, чтобы сок мог по протоку вытекать наружу.

Другой проток железы оставался на месте. По этому протоку сок продолжал изливаться в кишку, и нормальное пищеварение не нарушалось. Через некоторое время рана зажила, и ученый приступил к дальнейшим опытам.

В 1879 году Иван Петрович впервые в истории физиологии произвел операцию, в результате которой получил постоянную фистулу поджелудочной железы. Вокруг одно из двух ее протоков он вырезал небольшой участок кишки, а образовавшиеся в кишке отверстия зашил; вырезанный кусок он вшил в кожную рану так, чтобы сок мог по протоку вытекать наружу. Другой проток железы оставался на месте. По этому протоку сок продолжал изливаться в кишку, и нормальное пищеварение не нарушалось. Через некоторое время рана зажила, и ученый приступил к дальнейшим опытам.

И.П. ПАВЛОВ впервые достиг длительного сохранения жизни собак после перерезания обоих блуждающих нервов,

разработал способы борьбы с последствиями потери больших количеств желудочного сока, разработал приемы воспроизведения экспериментальных неврозов и их излечения.

При лечении нарушений деятельности нервной деятельности, в частности высшей нервной деятельности, огромное значение приобрели павловские исследования об охранительном значении торможения, которые положены в основу так называемой сонной терапии.

Научные достижения И.П. Павлова оказали революционное влияние на представления того времени об организме человека.

Значение исследований Ивана Петровича трудно переоценить, так как его учение об условных рефлексах совершило настоящий переворот в физиологии того времени и остается актуальным и сейчас, на его исследованиях в области пищеварения основаны практически все современные методы лечения, его работы по изучению кровообращения также очень значительны.


Close