Слайд 2

Какими словами начинается рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»? «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».

Слайд 3

Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»? В 1959 году.

Слайд 4

Оба эти рассказа были напечатаны в 1963 году в январском номере журнала «Новый мир». Что общего между рассказами А.И.Солженицына «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка»?

Слайд 5

Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и А.Т. Твардовского? Именно он дал ему такое название.

Слайд 6

Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»? «Не стоит село без праведника».

Слайд 7

Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна? Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

Слайд 8

Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны? Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

Слайд 9

Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…? Козе.

Слайд 10

Чем кормила Матрёна своего жильца? «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

Слайд 11

Слайд 12

Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа? Работа.

Слайд 13

Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньИ, а больше всего почему-то….» Поезда.

Слайд 14

Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение? Пропал котелок со святой водой.

Слайд 15

Назовите полное имя Матрёны. Григорьева Матрёна Васильевна.

Слайд 16

О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло». О русской печке.

Слайд 17

Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире? Горницу.

Слайд 18

Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку? «Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».

Слайд 19

Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне? Романсы Глинки.

Слайд 20

Какую погоду называла Матрёна дуЕль? Метель.

Слайд 21

«От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….» Продолжите. «В ладах с совестью своей».

Слайд 22

Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни? «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

Слайд 23

О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил? «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

Слайд 24

Продолжи: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….» «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

Посмотреть все слайды

нужны какие-нибудь вопросы и ответы к тексту Солженицына "Матренин двор". 2 шт. и получил лучший ответ

Ответ от Ђатьяна Кириченко[гуру]







рассказ «Матренин двор»)














сарай и весь внутренний забор)

Ответ от George Mafwings [новичек]
Просветленный (23132)
Вопросы по рассказу «Матренин двор» .
1 – 1б Какова история рассказа «Матренин двор? Как родился его замысел?
(Рассказ автобиографичен. Вернувшись из лагеря, Солженицыну «хотелось
затесаться и затеряться в самой нутряной России» . Работу ему могли дать только
ту, которая будет связана с физическим трудом. Но он хотел учительствовать.
И после реабилитации в 1957 году он работает некоторое время учителем
физики, а живет у крестьянки Матрены Захаровой. Об этом он пишет свой
рассказ «Матренин двор»)
2 – 2б Почему герой рассказа называет себя «квартирантом выгодным» ? («Сверх
платы сулила школа за меня еще торф на зиму»)
3 – 3б В чем трагичность судьбы Матрены? (Вышла замуж до революции. Было
у нее шесть детей, которые один за одним умирали, двое сразу не жило.
Муж с войны не вернулся, похоронки не было (либо в плен попал, либо
погиб, тела не нашли) . Воспитывала дочку Фаддея Киру)
4 – 1б Из-за чего три сестры Матрены отвернулись от нее? (Они претендовали на
наследство, на ее дом, но она его отписала приемное девочке Кире)
5 – 4б «Одно к одному. Еще и это пришибло Матрену» . Что «добило» бедную
Матрену? («…кошка колченогая сбрела со двора – и пропала»)
6 – 2б Сколько человек погибло на переезде? Кто это был? (3 человека: Матрена,
хромой сын Фаддея, тракторист)
7 – 5б Как распределили наследство Матрены после ее смерти? (Козу забрала
одна сестра, избу – сапожник с женой, Фаддею – уже свезенная горница,
сарай и весь внутренний забор)


Ответ от Андрей Муравых [новичек]
Кто это? (высокий черный старик...Все лицо его облегали густые, черные волосы, почти не тронут сединой; с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва

А) полностью достоверен и автобиографичен;

Б) основан на художественном вымысле;

В) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

    Повествование в рассказе ведётся:

А) от первого лица;

Б) от третьего лица;

В) двумя рассказчиками.

    Функция экспозиции в рассказе:

А) познакомить читателя с главными героями;

Б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;

В) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим

событиям.

    Повествователь поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:

А) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;

Б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;

В) и остался жить там навсегда.

5. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрёны:

А) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;

Б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,

кто нуждался в её сострадании;

В) показал подробности деревенского житья.

Вариант 2

1. В отличие от подробного описания Фаддея, портрет Матрёны скуп на детали:

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны…» Это позволяет:

Б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;

В) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.

2. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (), называется:

3. О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло».

    Чем судьба рассказчика повести «Матренин двор» напоминает судьбу автора А. Солженицына?

5. Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 3

1. Матрёна рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:

А) так как ей не с кем было поговорить;

Б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;

В) потому что хотела, чтобы её пожалели.

2. Недолгое знакомство с Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:

А) добрая, деликатная, отзывчивая;

Б) замкнутая, неразговорчивая;

В) хитрая, меркантильная.

    Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни ?

    Кем хотел работать рассказчик в деревне?

    Укажите, от чьего лица ведётся повествование в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

А) главной героини – Матрёны

В) объективное повествование

Г) посторонний наблюдатель

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 4

1. Суть русской души Матрёны автор почувствовал, когда она:

А) ходила за святой водой на Крещение;

Б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;

В) согласилась отдать горницу на слом.

2. Основная тема рассказа:

А) месть Фаддея Матрёне;

Б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;

В) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.

    Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна ?

    Золовка, после смерти Матрёны, сказала про неё: «…глупая, помогала чужим бесплатно». А были ли люди для Матрены чужими? Как называется это чувство, на котором и держится до сих пор Русь, по мнению Солженицына?

    Укажите второе название рассказа Солженицына «Матрёнин двор»

А) « Случай на станции Кречетовка»

Б) «Пожар»

В) «Не стоит село без праведников»

Г) «привычное дело»

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 5

А) выделить у героя основательность, достойность, крепость.

Б) показать стойкость когда-то «смоляного богатыря», который не растратил душевную доброту щедрость;

В) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.

2. Повествователь это:

А) художественно-обобщённый персонаж, показывающий полную картину событий;

Б) действующее лицо рассказа, со своей историей жизни, самохарактеристикой и речью;

В) нейтральный рассказчик.

    Чем кормила Матрёна своего жильца ?

    Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то….»

а) «Село Торфопродукт»

б) «Не стоит село без праведника»

в) «Беспритульная Матрена»

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 6

1. Изображая плач родственниц по погибшей Матрёне,

А) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

Б) показывает трагичность событий;

В) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.

2. Трагическим предзнаменованием событий можно считать:

А) пропажу колченогой кошки;

Б) потерю дома и всего, что с ним связано;

В) разлад в отношениях с сёстрами.

    Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку ?

    Кто такая Кира?

    В чем заключается трагедия финала? Что хочет нам сказать автор? Что его беспокоит ?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 7

1. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришёл:

А) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;

Б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;

В) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.

    Какими словами начинается рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?

    Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и А.Т. Твардовского?

    Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»?

    Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 8

    Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…?

    Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа?

    Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение?

    Назовите полное имя Матрёны.

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 9

    Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире ?

    О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе?

а) после революции

б) после Отечественной войны

в) 1953 год

г) 1956 год

    Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне ?

    Какую погоду называла Матрёна дуЕль?

    «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….» Продолжите.

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 10

    О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил?

    Какова основная идея рассказа?

а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень

б) трагическая судьба деревенской женщины

в) утрата обществом духовных и нравственных основ

г) отображение типа чудака в русском обществе

    Продолжи : «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
    Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….»

    Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини?

а) колченогая кошка

б) картофельный суп

в) большая русская печка

г) безмолвная, но живая толпа фикусов

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 11

    В чём заключается смысл названия рассказа?

а) рассказ назван по месту действия

б) Матренин двор - символ особого устройства жиз­ни, особого мира

в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне

    Какова основная мысль этой повести? Что вкладывает Солженицын в образ старухи Матрены ?

    Какова особенность системы образов рассказа?

а) построена по принципу парности персонажей

б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини

в) подчеркивает одиночество главной героини

г) призвана выделить характер главной героини

    Напишите, какой была судьба Матрены.

    Как жила Матрена? Счастлива ли она была в жизни ?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 12

    Почему у Матрены не было детей?

    О чем беспокоился Фаддей после смерти сына и бывшей любимой женщины?

    Что завещала Матрена ?

    Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини?

а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха

в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности

г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный

а) в художественных деталях

б) в портрете

в) характер описания события, положенного в основу рассказа

д) внутренние монологи героини

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 13

1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?

1) Деревенская 2) военная проза 3) интеллектуальная проза 4) городская проза

2. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

1) лишний человек, 2) маленький человек, 3) преждевременный человек 4) праведный человек

3. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:

4. Эпизод разрушения дома является:

1) завязкой 2) экспозицией 3) кульминацией 4) развязкой

5. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?

1) притчи 2) былины 3) эпоса 4) жития

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 14

    Каково первоначальное название рассказа?

1) «Жизнь не по лжи» 2) «Не стоит село без праведника» 3) «Быть добру!» 4) «Смерть Матрёны»

2. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:

3. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой» , «к ужоткому», «горница» называются:

1) профессиональными 2) диалектными 3) словами с переносным значением

4. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:

1) антитеза 2) зеркальная композиция 3) сопоставление

5. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село - город - вся земля наша ), называется:

1) гипербола 2) градация 3) антитеза 4) сопоставление

Ответы:

Вариант 1

1 – а

3 – в

4 – а

5 – б

Вариант 2

2- градация

3 - О русской печке.

Вариант 3

3. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

4. учителем

Вариант 4

    Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

    Праведниками

Вариант 5

3. «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

4. Поезда.

5. б

Вариант 6

    Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».

    Воспитанница

    Гибнет Матрёна – гибнет Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали ещё Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Никто не задумывается даже, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное. Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу ». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию – «Не стоит село без праведника » и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом. Село – символ нравственной жизни, национальных корней человека, село – вся Россия.

Вариант 7

    «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».

    Именно он дал ему такое название.

    Не стоит село без праведника».

    Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

Вариант 8

    Козе.

    Об электричестве.

    Работа.

    Пропал котелок со святой водой.

    Григорьева Матрёна Васильевна.

Вариант 9

    Горницу.

2. г) 1956 год

    Романсы Глинки.

    Метель.

    «В ладах с совестью своей».

Вариант 10

    «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

    «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

    В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?

    д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка

Вариант 11

    нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу »

Вариант 12

  1. Умирали

    спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

    Истинный смысл жизни, скромной

Вопросы к анализу произведения.
  1. О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя - отчество” Игнатич.Что узнаем мы о нем из пролога?
  2. Свои или чужие грехи искупил Игнатьич?
  3. В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?
  4. Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
  5. Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
  6. Почему рассказчик решает у неё остаться?
  7. Как проходит обычный день у Матрены?
  8. Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
  9. Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?Подтвердите свой ответ примерами из текста.
  10. Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
  11. Как относится Матрена к работе?
  12. Как используют ее труд окружающие люди?
  13. Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
  14. Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?
  15. Были ли в жизни Матрены минуты радости?
  16. Солженицын разделил свой рассказ на три части.Как их можно озаглавить?
  17. Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?
  18. Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?
  19. Почему Матрёне приходилось воровать?
  20. Как складывались у Матрёны отношения с властью?
  21. Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?
  22. Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?
  23. Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?
  24. Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
  25. Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
  26. Дайте описание внешности Фаддея. Что она говорит о его характере?
  27. Понял ли жертвенность Матрёны Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?
  28. Что ещё сообщает автор о Фаддее?
  29. Чем объяснить разницу непохожих душ Матрёны и Фаддея?
  30. На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
  31. Прав ли автор, говоря: «Сорок лет пролежала угроза Фаддея в углу…а ударила-таки»?Что это за

угроза?

  1. Какой момент стал поворотным в жизни Матрёны? Почему?
  2. Почему Матрёна выходит замуж за Ефима?
  3. Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации?
  4. Что изменило обычный образ жизни Матрены?
  5. Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
  6. Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите

цитатой из текста.

  1. Почему читатель верит ей?
  2. Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
  3. Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
  4. Попробуйте поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
  5. Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
  6. Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
  7. Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?
  8. Проследите за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. Охарактеризуйте их.
  9. Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
  10. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не

преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним

величественный и трагический образ Матрены. В чём он заключается?

  1. Какие слова из текста можно взять эпиграфом к образу Матрены?В чем трагичность ее судьбы?
  2. Почему Матрена рассказывает о своей жизни Игнатьичу?
  3. Можно ли назвать Матрену Васильевну красивой? В чём заключается эта красота?
  4. Кто виноват в гибели Матрены: люди, события, судьба?
  5. Первый вариант названия рассказа «Не стоит село без праведника». Раскройте его философский

смысл.

  1. Как растолковать смысл начального названия рассказа?
  2. Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком?Как?
  3. Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними?
  4. В чем смысл слова “праведник”?
  5. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
  6. С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
  7. Кто сможет защитить “Матренин двор”?
  8. Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению разговора о смысле жизни. В чём он заключается, исходя из рассказа А.И.Солженицына?
  9. Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни? Почему? Зачем?
  10. Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать

праведниками?

  1. Кто из писателей затрагивал эту же проблему? Каково их понимание праведничества?
  2. Какие ещё проблемы вы увидели в этом рассказе?
  3. Есть ли в произведении такие моменты, которые вас потрясли?
  4. Как русский характер понимает Солженицын?
  5. Какие ещё представления о русском народном характере заявлены в рассказе?
  6. Можно ли сказать, что рассказ А.И.Солженицына“Матрёнин двор” связывает некоторые мотивы

предшествующей литературы с последующими мотивами современных литературных произведений? Приведите примеры.


Место работы, должность: — гимназия №5, Сочи, пир литературы и русского языка

Регион: — Краснодарский область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее кумулит

Класс(ы): — 10 чин
Класс(ы): — 11 чин

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное считывание
Предмет(ы): — Русский балочи

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая гидроразработка

Краткое статут ресурса: — Литературная имя вдоль рассказу Александра Солженицына "Матренин двор". Может быть использована подобно учительный материал подле проверки знаний учащихся или подобно составная очередь викторины вдоль творчеству Солженицына.

Краснодарский Краснодарский край

г. Сочи, Хостинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО РАССКАЗУ

А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»

и литературы

МОУ гимназии №5

Зорькина Нина Васильевна

Сочи 2009

Литературная имя вдоль рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Цели:

· развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.И.Солженицына;

· использование викторины в качестве дидактического материала дляпроверки знаний учащихся вдоль содержанию рассказа (в устной или письменной форме);

· возможно обведение литературного турнира вдоль творчеству А.И.Солженицына с использованием данного материала.

1.Общий раздел

1. Как первично назывался рассказ?

2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

3. Когда был написан рассказ?

4. Назовите время действия в рассказе.

5. В каком году был опубликован рассказ?

6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

7. Как называется деревня, где-либо происходят события?

8. Какие ассоциации вызвало у Игнатича заглавие деревни Тальново?

9. В какомзначении употребленослово «кондовый»?

10. Какие значения имеет ключевой имедж рассказа «Матрёнин двор»?

11. Какая блуграс поближе Матрёне Васильевне — народные песни в исполнении Шаляпина или романсы Глинки? Почему?

12. Счастлива единица была Матрёна Васильевна в семейной жизни?

13. Почему односельчане считали, словно в Матрёне Васильевне «порча», в чём, на их взгляд, она проявлялась?

14. Каким способом возвращала себе Матрёна Васильевна «доброе»

расположение духа?

15 .Чем для Матрёны был её дом, в котором она прожила 40 лет?

16 . Почему Матрёна решает отдать Кире горницу?

17. Как литератор показывает оскорбительный вид действий тех, кто

посягнул на синтез Матрёниного двора?

2.Чей это портрет?

1 . «Простодушный взор блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

2. «Она была также женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом подобно бы военная».

3. «Всё индивид его облегали густые чёрные волосы, почти что не тронутые

сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

так словно хлебало был виден едва…».

4. . « …круглый румяный… выглядевший подобно котик затем блинов».

5 . «Её завитые локончики досадно растрепались. Красны, подобно кровью

залиты, были глаза».

3.Кто из персонажей рассказа …

  • «…с мужем воспитывали её престарелую мать»?
  • «…в колхозе она работала не после деньги — после палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика»?
  • «…валилась и сутки — двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, а и не шевелилась почти»?
  • « Боялась …пожара, боялась молоньи, а предпочтительно счастливо отчего-то - поезда»?
  • Жаловалась, «что благоверный её бьёт, и жидомор муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу, и голос-то завсегда у неё был на слезе…»?
  • «по улице на мужиков с кулаками бегал…»?
  • «…все ладно обругали её (Матрёну) дурой после то, словно горницу отдала, сказали, словно видеть её предпочтительно не хотят…»?
  • «Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его отныне не в тюрьму, его в домик безумный»?
  • «…не пришёл на паренталии Матрёны…Но в ближайшие дни он двойка раза злопыхательски приходил в эту избу на диалог с Матрениными сёстрами и с сапожником - дезертиром»?
  • « И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным сожалением»
  • 4.Кому принадлежат слова:

    1 . « Ни к столбу, ни к перилу эта работа».

    2. «Бойся портного действительно пастуха. По всей деревне тебя ославят, благо словно им

    не так».

    3 . «У тех людей завсегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

    4 . «Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»

    5 . «Две загадки в мире есть: подобно родился - не помню, подобно умру - не знаю».

    6 . «Не гналась после нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и

    злодеев».

    7. «Все мы жили близ с ней и не поняли, словно есть она бог форменный

    праведник , без которого, вдоль пословице, не целесообразно село.

    Ни город.

    Ни все суша наша».

    8. «Итак, вдоль Солженицыну, праведник - это тот, в килоом воплотился

    высокий моральный воплощение русского народа, совмещающийся вдоль своим

    основным «параметрам» с идеалом христианским».

    9. Кто сказал, словно затем публикации в 1963 году в журнале «Новый мир»

    рассказа «Матрёнин двор» «деревенская повседневность » « стала не просто

    крестьянской, а христианской»?

    10. «…главной темой творчества этого писателя (Солженицына) является нимало не рассмотрение коммунизма и не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра С злом - вечная дукс мирового искусств

    Ответы.

    1. Общий раздел.

    1 . «Не целесообразно хуторок без праведника». 2 . А.Т.Твардовский. 3 .1959. 4. 1956.

    5 . 1963. 6. Матрёна Васильевна Захарова. 7 .Тальново. 8. Мечту о кондовой России. 9 .В значении «старинный, исконный». 10 . 1) Конкретное социально- историческое. 2) Символическое значение: баз (дом) Матрёны Васильевны является островком христианской России, тут живут вдоль законам христианской морали. 11 . Романсы Глинки: в песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевнапочувствовала искусственность, игру, а романсы Глинки для героини подобны молитве, которая просветляет и преображает. 12. Нет. 13 .Умерли один-одинехонек после другим шестеро детей, «не гналась после обзаводом», была «не бережная», «глупая», помогала чужим людям бескорыстно, « и даже о сердечности и простоте» Матрёны говорили «с презрительным сожалением». 14 . С помощью работы, затем которой Матрёна становилась просветлённой и одухотворённой. 15. Это была её жизнь, её крепость, «спасительный круг». 16 . Матрёна в принципе не вероятно отказать в помощи нуждающемуся, а тем более, своей воспитаннице. 17. «Все работали подобно безумные… в ожесточении…»

    2. Чей это портрет

    1. Матрёны. 2 . Жены председателя. 3 . Фаддея Григорьева. 4 . Антошки Григорьева. 5. Киры, приёмной дочери Матрёны.

    3. Кто из персонажей рассказа…

    1 .Женщина, торговавшая молоком. 2 .Матрёна. 3 . Матрёна. 4 . Матрёна. 5 .Матрёна, лилит Фаддея. 6. Ефим, благоверный Матрёны Васильевны. 7 .Три сестры Матрёны. 8 . Муж Киры. 9 . Фаддей. 10 .Золовка Матрёны.

    4. Кому принадлежат слова

    1. Матрёне. 2. Матрёне. 3 .Автору. 4. Маше, подруге Матрёны. 5 .Древней

    10. А.В.Урманову.

    Файлы:
    Размер файла: 58953 байт.


    Close