Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура бурятского народа Матафонова Н.Н., учитель нач. классов, г. Северобайкальск

СаГААЛГАН – Праздник белого месяца

Благословлен восточный календарь, Двенадцать разных он годов вмещает. И каждый год каким-нибудь Животным выступает.

Одна из легенд гласит, что Будда перед уходом с Земли созвал к себе всех животных. Однако проститься с Буддой пришли лишь 12 из них. Расставаясь с ними, Будда вручил каждому по одному году правления. Годы были подарены каждому именно в таком порядке, в каком животные прибежали к Будде: Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан.

Культура бурятского народа Юрта – традиционное жилище бурят

Юрта – традиционное жилище бурят В ойлочная Деревянная

с ю з в Внутри бурятское жилище являет собой своеобразную пространственную модель мира. Юрта разделена на четыре условные части в соответствии со сторонами света. Дверь юрты всегда располагается с южной стороны.

Западная часть называется мужской частью. Там хранятся охотничьи принадлежности и конское снаряжение.

Восточная часть юрты считается женской половиной. Это место кухонной утвари, инструментов для выделки кожи, швейных принадлежностей и всего того, что необходимо женщине для ведения хозяйства.

В центре юрты находится очаг. Буряты почитают огонь. Огонь в очаге священен., он хранитель семьи, дарователь всего наилучшего.

Часть юрты за очагом, расположенная напротив двери, называется хоймор. Это почетная часть юрты. Там хранятся ценные вещи, находится алтарь. Хоймор также является местом для гостей. Он считается высокой частью жилища, а часть юрты у двери – низкой, поэтому не принято задерживать гостей у двери, их сразу приглашают «наверх», в хоймор.

Бурятская церемония чаепития Угощая гостей, хозяйка подносит пиалу с чаем сначала гостью, потом хозяину. Пиала обязательно подается правой рукой, при этом левая рука касается локтя правой руки. Гость, приняв пиалу с чаем, смачивает в нем кончик безымянного пальца правой руки, затем брызгает чаем в сторону очага.

Любимый круговой танец бурят – ёхор Ни один праздник бурятского народа не обходится без самого любимого, древнейшего по своему происхождению кругового танца ёхор. Ёхор – бурятский народный хороводный танец. Группа танцующих, держась за руки, покачиваясь, с пением движется по кругу медленными шагами. На припеве движения убыстряются, шаги сменяются прыжками. Буряты – единственный из современных монголоязычных народов, у которых бытует круговой танец. В этом танце могут участвовать сколько угодно лиц обоего пола. Иногда число танцующих доходит до 150 человек. Этот танец трудный, непривычный человек сразу устает.

Лошадь в традиционной культуре бурят С образом лошади, самым любимым животным бурят, связываются чувства добра, любви. Лошадь – спутник, верный друг, помощник в труде, на охоте, на войне и на празднике. В древние времена существовало поверье, что в момент рождения сына рождается богатырский конь, предназначенный для него. Святым делом отца было обучить сыновей ездить верхом в раннем детстве.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по кружку "Культура татарского народа"

Тип занятия: закрепление пройденного материала.Цели и PRIVATE "TYPE=PICT;ALT="задачи:- образовательныезакрепить полученные знания у учащихся по культуре татарского народа (национальные традиции,обыча...

Ирина Хомякова
Презентация «Проект «Пять драгоценностей бурятского народа»

ПРОЕКТ

«Пять драгоценностей »

Цель проекта : кто такие намадные животные, в чем их драгоценность ?

Задачи :

Узнать о пяти драгоценностях бурятского народа ,

Использование разных источников для пополнения знаний.

Исследовать жизнедеятельность этих животных и их связей в природе.

Прививать любовь к природе, бережное отношение к животным

Участники : дети подготовительной группы, родители.

Длительность проекта : апрель-май 2016г.

Ожидаемый результат изучения темы

Узнать :

О том, какие животные относятся к намадным животным;

Какую пользу они приносят человеку.

Что всё в живой природе взаимосвязано.

Табан хушуун мал – пять вершинных животных были основными в кочевой культуре бурят . В круг этой почетной «пятерки» входят верблюд, лошадь, бык, овца и коза. Наши умелые предки из шкур производили кожу, ремни, хлысты, изделия для конской упряжи, теплую, удобную одежду - дохи, пиниги, рукавицы. Из шерсти производились войлок, фетровые плащи, различные накидки, шапки. Из сухожилий – нитки, которые использовались для изготовления луков, для сшивания краев грубой одежды, а также это был лечебный материал. Из костей изготавливались украшения и игрушки. И конечно, в пищу употреблялись мясо, все внутренности, молоко животных. В знак уважения к ним ничего не выбрасывалось. «Пятерка» мирно уживалась друг с другом, прекрасно сохраняя экологию, гумус : животные не вытаптывали траву другого животного.

Большое количество сказок, легенд, загадок песен написано про них.

Каждое номадное животное несет свой смысл, иногда и тайный :

Верблюд считается неприкосновенным посланником высшего божества,

на коне завоевывались новые пространства,

корова давала молоко, молоком матери, бабушки «брызгали» устанавливая связь с космосом.

Коза символизировала легкость, крепкое здоровье, укрепляла дружбу,

овца – тепло, гармонию, плодородие.

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми второй младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма» Конспект НОД с детьми 2 младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма» Подготовила воспитатель: Нимаева Дарима Гармаевна.

Проект «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа» Методические разработки: «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа» В проекте «Национальной.

Презентация «Обычаи осетинского народа!» Уважаемые коллеги! для Вас, я подготовила мультимедийную презентацию, которая называется "Обычаи осетинского народа". Разработала я эту.

Проект «Быт и культура славянского народа» Цель проекта: Воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры славянского народа. Задачи: Познакомить с историей и культурой.

Проект «Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа» На территории Сибири проживает.

Проект «Домашняя утварь коми народа» МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17» г. Сыктывкар Проект на тему «Домашняя утварь коми народа» Воспитатели средней группы.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Слайд 2

Введение

Основу духовной культуры бурят составляет комплекс духовных ценностей, относящихся в целом к культуре монгольского этноса. В условиях, когда в течение долгих веков население Прибайкалья испытывало на себе влияние многих народов Центральной Азии, а позже и с пребыванием в составе России, в силу того, что Бурятия оказалась на стыке двух систем культуры - западно–христианской и восточно–буддийской - культура бурят как бы трансформировалась, оставаясь по виду прежней.

Слайд 3

Семейно-бытовые обычаи

Большая патриархальная семья составляла основную социальную и хозяйственную ячейку бурятского общества. Общество бурят в то время было родовым, т.е существовало деление на роды, родовые группы, затем – племена. Каждый род вел свою родословную от одного предка – родоначальника (удхаузуур), люди рода были связаны тесными кровными узами. Соблюдалась строгая экзогамия, т.е. бурят не мог жениться на девушке своего рода, даже если родство между ними было весьма условным, в несколько поколений. Большая семья жила обычно следующим образом – каждый улус состоял из нескольких аулов. В ауле было одна, две, три и более юрт с разными пристройками. В одном из них, она обычно стояла в центре, жил старейшина семьи, старик со старухой, иногда с какими–нибудь сиротами – родственниками.

Слайд 4

У некоторых бурят, как и у монголов, с родителями жила семья младшего сына – одхона, который должен был заботиться о родителях. В других юртах жили старшие сыновья с семьями. У всего аула были общие пашни, покосы, скот. Далее в улусе жили их родственники – дяди (нагаса), двоюродные братья. Во главе рода стоял предводитель – нойон. Когда род сильно увеличивался и подрастали поколения, из–за интересов его ветвей прибегали к его разделению – проводился обряд отхода от родства, когда выделившаяся семья составляла отдельный род – обок. На обряд съезжались все старейшины рода. Все молились духам и предкам. На меже – границе земель семей – ломали надвое котел и лук, говорили: “Как две половины котла и лука не составляет единого целого, так и две ветви рода больше не соединятся”.

Слайд 5

Так один род разбивался на родовые подразделения. Несколько родов, в свою очередь, составляли племя, у бурят племя называется по имени первопредка. Либо племя составляло просто общность людей, соединенных племенными узами, как у булагат и эхиритов, либо у племени имелся глава – как правило, глава самого старейшего рода, как хори – бурят. Обособленные группы родов, в свою очередь, также могли выделяться в племенное образование, как икинаты. В бурятских общинах бытовал обычай взаимопомощи при перекочевках, строительстве юрт, катании войлока, организации свадьбы, похорон. Позднее, в связи с развитием землевладения и сенокошения, помощь оказывалась при уборке хлеба и заготовке сена. Взаимопомощь особенно была развита среди женщин при выделке кожи, стрижке овец, катании войлока. Этот обычай был полезен тем, что общими усилиями быстро и легко выполнялись трудоемкие работы, создавалась атмосфера дружбы и коллективизма.

Слайд 6

Свадебный обряд

Этапы обряда: предварительный сговор, сватовство, назначение свадьбы, поездка жениха с родственниками к невесте и уплата калыма, девичник (басаганайнаадан – девичья игра), разыскивание невесты и отправление свадебного поезда, ожидание в доме жениха, бракосочетание, освящение новой юрты. Свадебные обычаи и традиции в разных этнических группах имели свои особенности. По существующим традициям, все сородичи невесты должны были делать подарки ей во время свадьбы. Родители молодоженов хорошо запоминали тех, кто преподносил подарки, чтобы впоследствии отплатить равноценным подарком.

Слайд 7

Дети

Дети в жизни бурят занимают значительное место. Самым распространенным и добрым благопожеланием у бурят считалось: “Имей сыновей, чтобы продолжили твой род, имей дочерей, чтобы выдать замуж”. Самая страшная клятва заключалась в словах: “Пусть потухнет мой очаг!” Желание иметь детей, сознание необходимости продолжения рода было настолько велико, что оно породило обычай: при отсутствии своих детей усыновлять чужих, в основном, детей своих родственников, чаще всего мальчиков. По нормам обычного права мужчина мог взять в дом вторую жену, если от первого брака у него не было детей. Отца и мать ребенка не называли собственными именами: к словам “отец” или “мать” добавлялось имя ребенка (например, Батынаба – отец Бату). Дней через шесть, семь после родов справлялся обряд укладывания ребенка в колыбель. Этот обряд был, по существу, семейным торжеством, на которое собирались родственники и соседи, одаривавшие новорожденного. Имя ребенку давал кто–либо из старших гостей. В семьях, где часто умирали дети, ребенка нарекали неблагозвучным именем, чтобы отвлечь от него, таким образом, внимание злых духов. Поэтому нередко встречались имена, обозначающие животных (Буха – Бык, Шоно – Волк), обидные прозвища (Хазагай – Кривой, Тэнэг – Глупый) и такие имена, как Шулуун (Камень), Балта (Молот), Тумэр (Железо).

Слайд 8

Поселение и жилища

Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилища – сборно–разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и с полусферическим верхом. В определенных условиях юрта – совершенная конструкция как в практическом, так и в эстетическом отношении. Размеры юрты соответствуют масштабу человека. Внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает хозяйственно–бытовую деятельность. Бурятское название войлочной юрты – hэеыгэр, деревянной – модонгэр. Юрта представляет собой легкую сборно–разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных.

Слайд 9

Диаметр юрты достигал 10 метров. В центре, для поддержания потолка, устанавливали столбы с балкой. Потолок юрты покрывался вымоченной корой, дерном и тесом. Внутри юрта делилась условно на две половины. В западной части – баруун тала – находились сбруя, орудия труда и оружие, на стене висели онгоны – изображения духов, а в восточной – зуун тала – размещались кухня, кладовая. По обычаям, замужней женщине запрещалось входить в западную половину. Северная часть юрты – хоймор – располагалась напротив двери. Сюда, под защиту огня, ставили зыбку (углы) с грудным ребенком, сажали гостей. Посреди юрты располагались очаг и тогоон – большой чугунный котел. Дым поднимался верх и выходил через отверстие в потолке. Очаг считался священным, и с ним связаны многочисленные правила и обряды. В северо–западной стороне устанавливалась деревянная кровать, в стене северо–восточной стороны вделывались или просто расставлялись полки для утвари. Снаружи иногда пристраивалось крыльцо, и была вкопана коновязь – сэргэ, верх которой украшался резным орнаментом. Сэргэ служил предметом особого почитания и являлся показателем достатка семьи, так как его отсутствие означало безлошадность, бедность.

Слайд 10

Скотоводство и земледелие

В хозяйстве бурят в XVII в. доминирующую роль играли кочевое (Забайкалье) и полукочевое (Прибайкалье) скотоводство. Охота и земледелие имели подсобное значение, и степень их развития зависела от скотоводства. Присоединение Бурятии к России дало новый толчок дальнейшему развитию экономики бурят: разрушается натуральный хозяйственный уклад, углубляются товарно–денежные отношения, формируются более прогрессивные формы ведения хозяйства. Особое значение имели овцы. Мясо употреблялось в пищу, из шерсти изготовлялся войлок, а из овчины – одежда.

Слайд 11

Наряду со скотоводством, у бурят существовало пашенное земледелие. До прихода русских оно было преимущественно мотыжным, то есть в том же виде, в котором оно было унаследовано от курыкан. В дальнейшем, преимущественно под влиянием русских, у бурят–земледельцев появились деревянные бороны и сохи, в которые впрягалась лошадь. Хлеб убирали косами–горбушами, позже – косами–литовками. Буряты сеяли рожь, в меньшем количестве – пшеницу, овес и ячмень. Из крупных культур в отдельных местах высевались просо и гречиха. Сельскохозяйственные работы обычно укладывались в традиционные сроки, которые были весьма сжатыми, например, сев яровых начинался 1 мая и заканчивался 9–го.

Слайд 12

Охота

Индивидуальная охота, распространенная на всей этнической территории бурят, в лесостепной зоне была представлена активной и пассивной формами, разнообразными способами и приемами: выслеживание, преследование, подманивание, засада, добыча медведя “на берлоге”. Пассивная форма охоты, известная бурятам, была на добычу диких мясных и пушных животных. У бурят издавна два вида охоты – коллективная облавная (аба) и индивидуальная (атуури). В таежной и лесостепной зоне буряты добывали таких крупных зверей, как лось, изюбр, медведь. Охотились также на кабана, косулю, кабаргу, промышляли белку, соболя, горностая, хорька, выдру, рысь, барсука. На озере Байкал ловили нерпу.

Слайд 13

Ремесла бурят

Бурятский художественный металл – это культура одновременно материальная и художественная. Она создавалась творческими усилиями кузнецов, чья художественная продукция служила одним из действенных средств эстетического оформления народного быта. Художественный металл бурят теснейшими узами был связан с бытом и жизнью народа и отражал эстетические понятия народа. Памятниками ювелирного искусства прошлых столетий являются железные и стальные пластины с серебряной насечкой и серебряной поверхностью с черневыми узорами. Форма пластин разной сложности – круг, прямоугольник, розетка, комбинация треугольника с прямоугольником и кругом, овал. С целью повышения декоративного эффекта пластин привлекались полудрагоценные камни – сердолик, лазурит, малахит, а также коралл и перламутр.

Слайд 14

Буряты превосходно использовали в ювелирной практике насечку серебром и оловом по стали и железу, филигрань и зернь, серебрение и золочение, гравировку и ажурную резьбу, инкрустацию перламутром и простую огранку цветных камней, воронение и чернение, литье и штамповку. Из благородных металлов отливаются и проходят окончательную обработку путем ковки и шлифования многие предметы женского и мужского украшения. Таковы серебряные накосники, кольца и браслеты. Украшения подразделяются на головные, накосные, ушные, височные, наплечные, поясные, боковые, украшения для рук.

Слайд 15

Пища

Кочевое хозяйство обусловило и характер пищи. Мясо и различные молочные продукты были основой питания бурят. Следует подчеркнуть, что мясная и особенно молочная пища имели древнее происхождение и отличались большим разнообразием. Молочные продукты употреблялись бурятами в жидком и твердом виде. Из молока приготовляли тараг (простоквашу), хурууд, айруул (сухой творог), урмэ (пенки), айриг (пахта), бислаг и хээгэ (разновидности сыра). Сливочное масло получали из цельного молока, иногда сметаны. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего – архи (тарасун). Обилие молочной пищи у бурят наступало с начала весны, когда начинался отел коров. Мясная пища занимала исключительно важное место в питании бурят. Значение и количество потребления ее возрастали в зимнее время. Наиболее сытным и лучшим по вкусу мясом считалась конина, затем шла баранина. Для разнообразия употребляли звериное мясо – козлятину, сохатину, заячье и беличье мясо. Иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. Существовал также обычай заготавливать на зиму уусэ – конину.

Слайд 16

Одежда бурят

Традиционная мужская одежда бурят – халат без плечевого шва – зимний дэгэл и летний на тонком подкладетэрлиг. Традиционная верхняя мужская одежда была прямоспинной, т.е. не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. Мужские халаты бурят Забайкалья и Предбайкалья отличались кроем. Для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую с цельнокроеными рукавами. Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было немаловажным при длительной верховой езде. Зимнюю одежду шили из овчины, на шитье одного дэгэла использовалось 5–6 шкур. Первоначально дэгэл из дымленных овчин не украшался, по краям ворота, рукавов, подола и лифа выступал мех.

Слайд 17

Впоследствии все края стали обшивать, окантовывать плисом, бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы – хлопчатобумажной (преимущественно далембой), нарядные дэгэлы – шелком, парчой, полупарчой, чесусой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига. Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром – китайский шелк – узоры, изображение драконов были выполнены из золотых серебряных нитей – вероятно, здесь сказывалась традиционная любовь к металлу. Так как такие ткани стоили очень дорого, не все имели возможность сшить себе халат целиком из шелка. Тогда использовались дорогие ткани для аппликации, отделки лифа, рукавов, безрукавок. Мужские и женские дэгэлы имеют все полы – верхнюю (урдахормой) и нижнюю (доторхормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Изделия из меха шили способом хубэрдэхэ, выметывая петли через край, шов затем заделывался декоративной тесьмой. Одежду из тканей шили способом хушэжэ – “иглой вперед”. Один кусок ткани нашивался на другой, затем кромка нижнего слоя подворачивалась и снова прошивалась.

Традиции, обычаи и культура бурятского народа

Язык, культура и искусство

Задолго до этого здесь не было Байкала-моря, а была
земля. Потом огнедышащая гора, провалившись,
превратилась в воду, образовав большое море. Имя
"Бай Гал" значит "Стоящий Огонь", - гласит бурятская
легенда.

Бурятские обычаи, обряды и традиции

В их числе развитый культ
обо, культ гор, поклонение
Вечно Синему Небу (Хухэ
Мунхэ Тэнгри). Возле обо
надо
обязательно
остановиться
и
почтительно преподнести
дары духам. Если не
остановиться у обо и не
сделать
жертвоприношения
удачи
не
будет.
По
поверью бурят, каждая
гора, долина, река, озеро
имеет своего духа.

К одной из главных традиций
относится
священное
почитание природы. Нельзя
наносить вред природе.
Ловить
или
убивать
молодых
птиц.
Рубить
молодые деревья. Нельзя
бросать мусор и плевать в
священные воды Байкала. У
источника воды "аршана"
нельзя стирать грязные
вещи.
Нельзя
ломать,
выкапывать, задевать сэргэ коновязь, разжигать рядом
костер.
Не
следует
осквернять
священное
место плохими действиями,
мыслями или словами.

Огню приписывается магическое очистительное воздействие.
Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости
не устроили или не принесли какого-либо зла. Из истории известен
случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь
за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана.
Очищение огнем широко используется и сегодня в шаманских
практиках

При входе в бурятскую юрту нельзя наступать на порог
юрты, это считается невежливо. В старые времена гость,
наступивший умышленно на порог, считался врагом,
объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Нельзя
входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек,
сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

Существует поверье, что некоторые предметы, особенно
связанные с магией, несут в себе определенное количество силы.
Категорически запрещается простому человеку ради развлечения
произносить вслух шаманские молитвы (дурдалга).

Васильева Юлия

Презентация. Народы России. Буряты. Быт, традиции, культура.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Численность оценивается в 620 тыс. чел. в том числе: В Российской Федерации - 450 тыс. чел. (по данным переписи 2002 года) В северной Монголии - 80 тыс. чел. (по данным 1998 года) На северо-востоке Китая - 25 тыс. чел. Ныне буряты проживают преимущественно в Республике Бурятия (273 тыс. чел.), Усть-Ордынском Буятском округе (54 тыс. чел.) и других районах Иркутской области, Агинском Бурятском округе (45 тыс. чел.) и других районах Забайкальского края. Буряты также проживают в Москве (3-5 тыс. чел.), Санкт-Петербурге (1-1,5 тыс. чел.), Якутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах РФ. Буряты говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. В свою очередь бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно существенно. Диалекты бурятского языка отражают деление по территориальному этносу: аларские, балаганские, боханские, нукутские и т. д.Как и другие монголы, бурят-монголы пользовались письменностью, созданной на основе уйгурской графики. Большая часть бурят (восточные) пользовалась этой письменностью до 1930 г., с 1931 г. - письменностью на основе латинского алфавита, а с 1939 г. - на основе кириллического алфавита. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.

Современные буряты сформировались, по всей видимости, из различных монголоязычных групп на территории северной окраины ханства Алтан-ханов, сложившегося в конце XVI - начале XVII века. К XVII веку буряты состояли из нескольких племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры.К началу XVII век булагаты, эхириты и, по крайней мере часть хондогоров, находились на определенной стадии этнической консолидации, а население Забайкалья находилось в среде непосредственного влияния халха-монгольских ханов.Новый импульс происходившим в регионе этническим процессам дало появление первых русских поселенцев в Восточной Сибири. К середине XVII века территории по обе стороны Байкала вошли в состав Российского государства. Часть бурят в этот период (с 1630-х по 1660-х гг.) переместилось в Монголию. Однако после нашествия хана Галдана началось обратное переселение, продолжавшееся с 1665 по 1710 гг. К концу XIX века образовалась новая общность - бурятский этнос. Помимо прочих в него вошло некоторое число этнических монголов (отдельные группы халха- и ойрат-монголов), а также тюркские, тунгусские и енисейские элементы.

Буряты подразделялись на осёдлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами. Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; были распространены традиционные промыслы - охота и рыболовство. В XVIII - XIX вв. интенсивно распространилось земледелие, особенно в Иркутской губернии и Западном Забайкалье.

Присутствие русской материальной и духовной культуры оказало сильное влияние на бурят. С начала XIX века у бурят стало распространяться просвещение, возникли первые школы, начала складываться национальная интеллигенция. В 1766 году из бурят были сформированны четыре полка для содержания караулов по Селенгинской границе: 1-й ашебагатский, 2-й цонгольский, 3-й атаганский и 4-й сартольский. Полки были реформированы в 1851 году при формировании Забайкальского казачьего войска.

С конца XVI века более широкое распространение получил тибетский буддизм. Распространение христианства у бурят началось вместе с появлением первых русских. Наибольших успехов христианство добилось у иркутских бурят. Это проявилось в том, что у западных бурят получили распространение христианские праздники: Рождество, Пасха, Ильин день, святки и др. В 1741 году буддизм признан одной из официальных религий в России. Тогда же был построен первый бурятский стационарный монастырь - Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан. С утверждением буддизма в крае связано распространение письменности и грамоты, развитие науки, литературы, искусства, зодчества, ремёсел и народных промыслов. Он стал важным фактором формирования образа жизни, национальной психологии и нравственности. Со второй половины XIX по начало XX века - период бурного расцвета бурятского буддизма. В дацанах работали философские школы; здесь занимались книгопечатанием, различными видами прикладного искусства; развивались богословие, наука, переводческо-издательское дело, художественная литература. К концу 1930-х годов бурятская буддийская община перестала существовать, все дацаны были закрыты и разграблены. Возрождение буддизма в Бурятии началось со второй половины 80-х годов. Буддизм стал одним из факторов национальной консолидации и духовного возрождения бурят. Со второй половины 1980-х годов началось также возрождение шаманизма, на территории республики Бурятия. Западные буряты, проживающие на территории Иркутской области положительно воспринимали веяния Буддизма, однако на протяжении столетий у бурят, проживающих в Усть-Ордынском Бурятском округе, шаманизм остается основным религиозным направлением.

Традиционное жилище - юрта. Юрты как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные. Юрты без окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба - тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны - сундуки, стол для гостей. На одной стене - полка с бурханами или онгонами. Перед юртой устраивали коновязь в виде столба с орнаментом.В XIX веке богатые буряты начали строить для жилья избы.

Издавна в пище бурят большое место занимали мясные блюда, а также блюда из молока и молочных продуктов (саламат, тарасун - алкогольный напиток, получаемый путём перегонки кисломолочного продукта и другие). Впрок заготовлялось кислое молоко, сушёная спрессованная творожистая масса - хурууд, которая заменяла скотоводам хлеб. Подобно монголам, буряты пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало.В отличие от монгольской, значительное место в бурятской кухне занимает рыба, ягоды (черёмуха), травы и специи. Популярен байкальский омуль, копчёный по бурятскому рецепту.Символом бурятской кухни являются позы (трад. название буузы), приготовляемое на пару́ блюдо, родственное пельменям. Мастерство их изготовления чрезвычайно ценится.

Верхняя одежда Национальная одежда состоит из дэгэла - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовалист халаты, у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге - даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Нижняя одежда Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей ткани - дабы. Обувь Обувь - зимой унты из кож жеребят, или сапоги. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.

Головные уборы Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является - синий, который символизирует синее небо, вечно небо. Женская одежда Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке. Украшения Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах - огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей - «полты» (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.

Фольклор Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовыхгимнов, сказкок, пословиц, поговорок, загадок. Мифы о происхождении Вселенной и жизни на земле. Улигеры - эпические поэмы большого размера: от 5 тысяч до 25 тысяч строк. Содержание поэм героическое. Исполняли улигеры речитативом сказители. Дуунууд - песни-импровизации. Песни бытовые, обрядовые, лирические, хороводные, плясовые, застольные и другие. Сказки трёхчленные - три сына, три задачи и т. д. Сюжет сказок с градацией: каждый противник сильнее прежнего, каждая задача сложнее предыдущей. Темы пословиц, поговорок и загадок: природа, природные явления, птицы и животные, предметы домашнего обихода и земледельческого быта. Литература Буряты располагают важным письменным наследием. Это в первую очередь бурятские летописи, включающие историю и предания бурят. Буряты - единственный народ Сибири, обладающий собственными историческими письменными памятниками.Традиционная светская литература бурят включала также ряд полубуддийских, полушаманских произведений, заключающих в себе истории знаменитых шаманов и правила почитания шаманских божеств. После революции началось формирование бурятского литературного языка на основе латиницы, а затем кириллицы и хоринского диалекта. В 1922 году быОсновная масса литературы бурят состояла из переводных произведений буддийской традиции. Это были в первую очередь переводы с тибетского на монгольский буддийских священных книг, трактатов по философии, медицине и т. д. Главными очагами литературной деятельности являлись монастыри-дацаны. Многие из дацанов были оборудованы библиотеками и типографиями, где книги печатались ксилографическим способом. л издан первый сборник стихов Солбонэ Туя (П. Н. Дамбинов) «Цветостепь». Первые бурятские повести написал Ц. Дон (Ц. Д. Дондубон): «Луна в затмении» (1932 год), «Отравление от брынзы» (1935 год). В конце 1930-х бурятские писатели начинают писать книги для детей. В 1949 году в Улан-Удэ публикуется первый бурятский роман «Степь проснулась» Ж. Т. Тумунова.

Музыка Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа - ангемитонная пентатоника. Выдающиеся персоналии Бурятский народ представлен рядом значительных фигур, внесших замечательный вклад в развитие мировой науки, дипломатии, медицины, культуры и искусства. Известна деятельность Петра Бадмаева, Агвана Доржиева, Гомбожаба Цыбикова, в международной политике на рубеже XIX - XX вв., по устанавлению и укреплению дипломатических контактов России с Монголией и Тибетом. Агван Доржиев провел огромную работу в распространении буддизма на европейском континенте, выстроил первый в Европе буддийский храм. После 1917 года такие бурятские специалисты, как Элбек-Доржи Ринчино, сыграли значительную роль как в создании бурятской автономии, так и в создании Монгольской Народной Республики. В Тибете и тибетской эмиграции в Индию бурятские буддийские учителя продолжали сохранять влияние, хотя почти утратили связь с родиной. Работы ряда современных бурятских художников и скульпторов представлены в крупнейших музеях и галереях мира. Среди них Даши Намдаков, Сэренжав Балдано, Вячеслав Бухаев, Зорикто Доржиев.Достижениями первой величины известны многие бурятские спортсмены. Так Баир Бадёнов на летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине завоевал первую за 20 лет медаль Российской Федерации по стрельбе из лука, повторив успех Владимира Ешеева, получившего олимпийскую медаль в 1988 году.

Колесница Майдари, конец XIX века. Сагаалган - Праздник Белого месяца (Новый год) Сурхарбан Цам; Дуйнхор (Калачакра); Гандан-Шунсэрмэ (рождение, Пробуждение и Паринирвана Будды Шакьямуни); Майдари-хурал (ожидание прихода Будды грядущего мирового периода Майтрейи); Лхабаб-Дуйсэн (нисхождение Будды с неба Тушита); Зула-хурал (день памяти Цонкапы).

Над презентацией работала Васильева Юлия из 8 «А» класса. Спасибо за просмотр!


Close