Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МЕСОПОТАМИЯ МЕОСПОТАМСКИЙ ЗИККУРАТ – ЖИЛИЩЕ БОГА. ЗИККУРАТЫ В УРЕ И ВАВИЛОНЕ. ГЛАЗУРОВАННЫЙ КИРПИЧ И РИТМИЧЕСКИЙ УЗОР – ОСНОВНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА. ВОРОТА ИШТАР, ДОРОГА ПРОЦЕССИЙ В НОВОМ ВАВИЛОНЕ.

2 слайд

Описание слайда:

Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н.э. на территории «плодородного полумесяца» между тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии (двуречья). Эта культура, как было принято в древних земледельческих родоплеменных общинах, отражала главное для них – обеспечение плодородия на основе ведения общинно-ирригационного сельского хозяйства. Культуру Месопотамии делят на несколько периодов. По названию городов-государств Шумер на юге и Аккад на севере культура Месопотамии IV-II тыс. до н.э. именуется шумеро-аккадской. По Вавилону на юге (1894-732 гг. до н.э.) и Ассирии на севере (1380-625 гг. до н.э.) – ассиро-вавилонской. Новый Вавилон обусловил появление нововавилонской, или халдейской, культуры (626-538 гг. до н.э.), стиль которой продолжился в художественных традициях Персии.

3 слайд

Описание слайда:

Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов. Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Его размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные горы, долины, реки. Частые, а временами катастрофические подъёмы солёных грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.

4 слайд

Описание слайда:

Из-за того, что на этих землях не было достаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Традиция не менять места и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата - многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Каждый последующий объём был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство. Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во время подъёма вод, но и позволяющей обозревать его со всех сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры – преобладание массы над внутренним пространством. Её тяжёлую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших разноцветных глазурованных кирпичей.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Зиккурат этеменнигуру в уре (xxi в. до н.э.) – храм шумерского бога луны нанны: четыре кубических монолита, соединенные лестницами. Стены каждой платформы имели вертикальные кирпичные выступы, по которым струился зигзагообразный узор из перламутра, раковин, металлических пластин и керамических гвоздей, чьи шляпки под яркими лучами солнца вспыхивали красными. Чёрными, синими, золотистыми искрами. Широкие площадки платформ заполняли растения в кадках: гранаты, виноград, розы, жасмин. Подобные «висячие сады», возникшие как способ спасения от грунтовых вод, впоследствии стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вавилонских царей.

8 слайд

Описание слайда:

Зиккурат этеменанки (vi в. до н.э.) Храм вавилонского бога солнца Мардука, возведенный на священной территории в Новом Вавилоне. В библейской легенде о том, как Бог в гневе смешал языки людей, решивших построить башню до небес, он получил название Вавилонская башня. Храм состоял из семи платформ. Вертикальные выступы на стенах каждой платформы дробили их тяжеловесные объёмы, придавая силуэту устремленность ввысь, к небу. Спираль пандуса, кольцом опоясывающая зиккурат, сообщала ему дополнительную легкость. Благодаря слепящей глазури пяти нижних платформ белого, чёрного, красного, синего, жёлтого цветов сооружение приобретало вид сказочного фантома, парящего в эфире, но не теряющего при этом монументального величия. Две последние платформы, облицованные серебряными и золотыми пластинами, отражая солнце, излучали такое сияние, что теряли очертания и казались воплощением лучезарного бога.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Красочны и монументальны были и сооружения общественного назначения, дворцы ассирийских и вавилонских владык. Сочетание строгой графики и красочной декоративности – еще одна особенность месопотамского стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. При этом многократное воспроизведение одного и того же рельефа на глазурованных кирпичах белого, чёрного, красного, синего, жёлтого цветов создавало особый церемониальный ритм.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Ворота иштар (vi в. до н.э.) Мощный прямоугольный объём ворот Иштар, укрупнённый квадратными в плане зубчатыми башнями с арочным проходом между ними – так называемый хеттский портал, - покрывали тёмно-синие изразцы. Эту синюю громаду несколько смягчало монотонное чередование рельефа: золотисто-жёлтого, изображающего священных быков, и молочно-белого, воссоздающих зверей бога Мардука, фантастических существ с маленькой рогатой головкой на змеевидной шее, с передними львиными и задними орлиными лапами.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Дорогу процессий, которая вела от ворот к святилищам, обрамляла стена, также облицованная изразцами. По их бирюзовому полю величаво ступали рычащие львы кофейного цвета с роскошной рыжей гривой и оскаленной пастью; их мерная поступь как бы вторила шествию людей к храму.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Царская охота (рельеф дворца царя ашшурбанапала) Помимо монументальности и красочной декоративности искусство Месопотамии отличалось предельной точностью при изображении живой природы. Это видно по рельефам на алебастровых пластинах, сплошным ковром выстилавших стены ассиро-вавилонских дворцов снаружи и изнутри. Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению даров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» – божеств возрождающейся весенней природы.

17 слайд

Описание слайда:

Человеческая фигура на ассирийских рельефах изображалась с полным или в три четверти разворотом плеч, ногами и лицом в профиль. При этом, не придавая значения портретному сходству, месопотамские художники достаточно точно воспроизводили азиатский типаж: коренастая мускулистая фигура, большая голова с тяжёлой нижней челюстью, крючковатым носом, торчащим, как птичий клюв, тонкими извилистыми губами, низким скошенным лбом и огромным глазом, глядящим на зрителя. Царя можно было узнать по длинной завитой бороде, густым волосам, тоже завитым и ниспадающим на плечи, могучему торсу и пышно изукрашенным одеждам из вышитых тканей с бахромой и тяжёлыми кистями.

18 слайд

Описание слайда:

выводы Характерные для народов Месопотамии обожествление царской власти и культ богов обусловили строительство посвященных им монументальных зиккуратов, ставших знаковым явлением месопотамского искусства. Вместе с тем не стесненное религиозными рамками, поскольку вся полнота власти была сосредоточена в руках царей, месопотамское искусство носило по преимуществу светский характер с преобладанием в зодчестве дворцовых и общественных сооружений. Наряду с масштабностью они отличались пышной декоративностью. Органичный сплав ликующей красочности глазурованного кирпича и жесткости линейного ритма рельефа составляет самобытность месопотамского стиля. Самобытное месопотамское искусство сильно повлияло на искусство ближайших соседей – египтян и персов. В более поздние века оно распространилось через Северную Африку на западноевропейское искусство, а через народы, населявшие бассейн Каспийского моря, на Восточную Русь.

19 слайд

Описание слайда:

Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах-государствах Месопотамии? Чем они обусловлены? Какие декоративные средства использовали зодчие для украшения храмов Этеменнигуру в Уре и Этеменанки в Новом Вавилоне? Что общего в их декоре? Какие реалии отражены в ассиро-вавилонских рельефах?

На современной карте это территория Ирака. Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и была ареной борьбы многих племен, народов и государств. Эти государства – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др., то возвышались, то приходили в упадок, а то и совсем исчезали. Народы, населявшие этот обширный регион, одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.


Клинопись Система письменности переднеазиатского региона связана с так называемой клинописью, постепенно развивавшегося из рисуночного письма. Клинопись не была алфавитом, то есть звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты напоминают ребусы, и читать их было трудно. Всего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было около 600 знаков. Клинописные тексты на глиняных табличках: учебные, культовые, государственные – стали вечными памятниками этой культуры.


Благодаря «глиняным книгам» ученым удалось составить краткую схему периодизации истории Древнего Междуречья. IV тыс. до н.э. – время распада первобытнообщинного строя. III тыс. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства. XXVII-XXV вв. до н.э. – возвышение шумерийских городов – государств. XXIV-XXIII вв. до н.э. – власть переходит к семитскому городу Двуречья – Аккаду. XXIII-XXI вв. до н.э. новое усиление шумерийских городов Ура и Агаша. II тыс. до н.э. – возвышение Вавилона. XIX-XII вв. до н.э. – объединение Месопотамии под властью Вавилона. I тыс. до н.э.: IX-VII вв. до н.э. – усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном. VII-VI вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство. 536 г. До н.э. – завоевание Вавилона Киром – царем Ирана. IV-II вв. до н.э. – господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.


Искусство Шумера и Аккада. Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тыс.до н.э. Проложив сеть каналов от реки Ефрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый город был отдельным государством со своим правителем и армией. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры.


Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тыс.до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от лат. «adore» - «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося – фигурку стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Главная особенность шумерской скульптуры – это условность изображения.


В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам.




«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600г. До н.э. Мозаика из раковин и сердолика образует красочный орнамент. Пластина разделена на ярусы, в которых изображены сцены «войны и мира». В гробницах Ура были найдены образцы мозаичного искусства – две прямоугольные деревянные пластинки, укрепленные в виде крутой двускатной крыши, так называемый «штандарт» из Ура.


«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Штандарт Ура» представляет собой две наклонные панели, соединенные рейками. Назначение его неизвестно. Есть предположение, что данный предмет носили на шесте (как штандарт), отсюда его название. Согласно другой теории, «Штандарт Ура» был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены мирной жизни, на другой военные действия.


«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая тела врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который также держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени.


Зиккурат в Уре В аккадский период возникает новая форма храма зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние в красный, верхние в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света.


Зиккурат в Уре В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница отвечала стремлению к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни.


Арфа в виде головы быка из Ура. Жители Месопотамии достигли удивительного мастерства в изготовлении предметов обихода. Множество подобных предметов обнаружено на королевском захоронении в Уре. Это «царские гробницы», где были найдены изделия из драгоценных металлов и камней, оружие, фигурки животных, арфа. Прекрасно выполнена инкрустированная голова быка, украшающая деку арфы.


Лира была найдена в одной из царских гробниц Ура. Лира была сделана из дерева, которое местами истлело от времени и было заменено пластиком. Передняя панель инструмента была украшена ляпис-лазурью, ракушками и красным известняком. Резонансная камера лиры была декорирована золотой маской быка, которая также была частично реставрирована (рога). Борода, шерсть и глаза быка оригинальные, сделаны из ляпис-лазури. Похожая лира изображена на «Панели мира» «Штандарта Ура».




Цилиндрическая печать из Урука. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике – резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.


На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.


Статуя Гудеа, правителя Лагаша. После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. Но некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность в том числе и Лагашу. Гудеа, правитель Лагаша прославился строительством и восстановлением храмов. Его статуя – выдающееся произведение шумеро- аккадской скульптуры.




Победная стела царя Нарамсина. Новый тип рельефа мемориального характера. Каменные плиты разных размеров, имеющих округлую верхнюю часть и изображения с исторической и религиозной тематикой. Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только войнов, но горный пейзаж. На рельефе представлены знаки солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.


«Голова Саргона Великого» из Ниневии. Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров.


«Голова Саргона Великого» из Ниневии. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.


Фрагмент декорации дворца Ашшурбанипала в Ниневии Иллюстрирует военную кампанию ассирийцев против Элама, которая закончилась захватом и разграблением Суз. В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи.


Искусство Ассирии Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя


Статуя фантастического крылатого быка - шеду Крылатые быки с человеческими головами были гениями-хранителями, которых называли шеду. Шеду устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов.




Рельеф «Раненая львица» Эта небольшая панель была частью обширной композиции, изображающей царскую охоту на львов. Поразительна реалистичность, с которой художник изобразил раненое животное. Из пасти льва, пронзенного царской стрелой, хлещет кровь. На морде зверя отчетливо проступили вены. На первый взгляд, создается впечатление, что художник симпатизирует умирающему зверю.






Искусство Нововавилонского царства. Ворота Богини Иштар До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина.


Искусство Нововавилонского царства. Ворота богини Иштар Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука быка и фантастического существа сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона.


Лев. Изразцовая облицовка Дороги процессий из Вавилона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия. Ворота всех народов в Персеполе гг. до н.э. Оригинальным элементом ахеменидского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех типах построек. Первоначально колонны делались из дерева, а затем покрывались штукатуркой и раскрашивались.


Дворец в Персеполе Впоследствии, в Персеполе, была применена каменная колонна с бороздчатым стволом. Самой оригинальной частью ахеменидской колонны является капитель из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно быков, драконов или человекобыков.
Искусство империи Ахеменидов. Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная для ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней. На стенах гробницы отсутствовала какая-либо декорация, только над входом помещался символ верховного бога Ахура-Мазды большая сложной формы розетка (орнамент в виде цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.


Сфинкс рельеф дворца в Персеполе Изображенный на рельефе сфинкс был божеством, охраняющим верховного персидского бога Ахура- Мазду, которого Дарий I «возвел в сан» царского бога. О божественной сущности сфинкса говорит его головной убор, украшенный рогами.





В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

Пример клинописи

2200-2000 гг. до н. э.

В отличие от архитектуры

Вавилон. Реконструкция

Висячие сады Семирамиды

Вопросы для повторения:

3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200-300 лет раньше, чем в Египте. Первоначально это было пиктографическое письмо. Писали на «дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. Вначале писали справ налево, но это было неудобно, так как правая рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму – слева направо.

“Дощечки” из мягкой глигы и тросниковые палочки для письма

Пример клинописи

Громадную роль в общественной жизни играла религия. В Месопотамии не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, реальной была лишь земная жизнь. В этой борьбе за жизнь на помощь человеку могут прийти боги, их надо умилостивить, им надо служить. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.

Бог Энлиль (владыка ветра и воды) – один из величайших божеств, который был сыном бога неба Ану и богини земли Ки. Энлиль – бог плодородия. Согласно мифологии древних шумеров Энлиль разделил небо и землю, подарил людям сельскохозяйственные орудия и помог развить скотоводство, земледелие, приобщил к кульутре. Но не только хорошее приписываюит ему. Энлиль, с целью проучить людей за их глупость, насылал на них стихийные бедствия, а в эпосе о Гильгамеше, упоминается о том, что Энлиль был инициатором всемирного потопа, для того чтобы уничтожить все человечество. Энлиль часто изображается божеством коварным злобным, жестоким. Его жена Нинлиль, была богиней с необычной красотой и умом. Были у него и сыновья – бог луны Нанну, бог подземной стихии Норгал, воин Нинурта и посол богов Намтар.

По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Междуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня, и как строительный материал использовали недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. До наших дней дошли только горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура.

Центром города в Двуречье являлся храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими поло­гими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии богов. Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности. С вершины зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Храмы являлись средоточием знаний. Наглядное представление об архитектуре Двуречья дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построенный в 2200-2000 гг. до н.э. в древнем Уре. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление.

Зиккурат – ступенчатый храм. Реконструкция

Зиккурат бога Луны Нанны в Уре

2200-2000 гг. до н. э.

В отличие от архитектуры

изобразительное искусство Междуречья выглядит сравнительно бедно и примитивно. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант - статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Ноги персонажа очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании. Телу уделяется не слишком много внимания, оно служит лишь пьедесталом для головы. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт: подчеркивались нос, глаза, уши. Большие уши (для шумеров – вместилища мудрости), широко раскрытые глаза, в которых просительное выражение сочетается с удивлением магического прозрения, руки, сложенные в молитвенном жесте. Это создавало образ всеслышащей и всевидящей фигуры человека. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

В период возвышения Ассирии города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. Над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.). При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусст­венно воздвигнутой платформе высотой 14 м, к ней вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков « шеду » с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног – таким образом достигалась иллюзия движения навстречу зрителю. Из­любленные сюжеты – это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож.

Дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине Шеду

В период нового возвышения Вавилона столица государства превращается в цветущий город-крепость. По свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов и грифонов – хранителей города. В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом, и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это величественное сооружение вошло под названием Вавилонской башни.

Вавилон. Реконструкция

Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды. В архитектурном плане они представляли собой пирамиду, состоявшую из 4 ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

Висячие сады Семирамиды

Культура Междуречья, одна из древнейших культур на земле, поражает сво­ей самобытностью всех знакомящихся с ней. Оригинальная система письменности, высокий уровень развития права, эпическая традиция Месопотамии оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры.

Вопросы для повторения:

1. Каковы архитектурные особенности Древнего Междуречья? Расскажите о важнейших достижениях храмового и градостроительного зодчества?

2. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами и причинами они обусловлены?

3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?

Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия

2 класс

Презентацию подготовила

Преподаватель ИЗО

МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Джасте Саида Юрьевна


  • Самыми первыми мировыми цивилизациями были Месопотамия, Древний Египет, Долина Инда и Древний Китай. Другие крупные цивилизации тоже возникали вблизи больших рек, так как плодородные прибрежные почвы позволяли людям успешно заниматься земледелием.

  • Одними из первых, в IV тыс. до н.э., возникли древние государства Месопотамии - страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную, благодаря речным наносам, долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.
  • Месопотамия означает «земля между рек». К 5 тысячелетию до н.э. земледельческие общины Месопотамии, образовавшиеся на плодородных берегах Тигра и Евфрата, достигли своего расцвета. На юге сложилось Шумерское царство.

Шумер и Аккад


Шумер и Аккад

Древнейший город (IV тыс. до н.э.) Междуречья - Урук (реконструкция II - III тыс. до н.э.)

  • Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысячелетия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.

  • В разных городах верили в разных богов. Им строили многоступенчатые башни – зиккураты («жилище богов»), с храмом на вершине. Первый зиккурат был построен в Уре.
  • Боги были покровителями городов. В одном городе, это был бог Солнца – Шамаш, в другом – бог Луны Син. Почитали бога Эа – ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.



  • Ученые-жрецы занимались математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием Древних жителей Междуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов. Шумеры почитали также число 12. Особенно чтили они число 7. Они обозначали 7 тем же знаком, что и всю Вселенную. Выражали этим числом шесть главных направлений (вверх, вниз, вперед, назад, влево и вправо) да еще то место, от которого идет этот отсчет. У шумеров, у вавилонян и ассирийцев в храмах было семь ступеней, освещались эти храмы семисвечниками, они знали семь металлов и т.д.

  • Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись.
  • Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне.
  • Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.

Эпос о Гильгамеше

  • Одним из древнейших литературных памятников того времени является «Эпос о Гильгамеше» на аккадском языке (переведен с более раннего шумерского текста). Поэма была создана в II тыс. до н.э. Гильгамеш, царь шумерского города Урука, в поэме представлен как сын богини и полубога. Храбрец и силач. Он решается померяться силой с богами и узнать тайну бессмертия. Через 12 лет он

возвращается к стенам своего города Урука (цветок бессмертия крадет у него змея), видит его стены и понимает, что его бессмертие, это величественный и красивый город, который он оставит своим потомкам.



Шумер и Аккад

HongNian Zhang . Саргон Великий - рождение Аккадского царства

  • Примерно в 2370 г. до н.э. царь Саргон I , правитель Аккада – города на севере Месопотамии, завоевал Шумерское царство и создал империю, просуществовавшую 200 лет. позднее Шумерское и Аккадское царства стали частью Вавилонской империи Хаммурапи.


  • Топлива было мало, и кирпичи не обжигали, а сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла проехать повозка. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах – насыпях. С середины III тыс. до н.э., шумеры первыми начинают использовать в строительстве арки и своды.

Белый храм в Уруке

Фрагмент орнаментальных узоров на поверхности Красного здания в Уруке


Храм богини Нинхурсаг (матери богов и лесистых гор)

Рельеф притолоки храма Нинхурсаг с Имдугудом и оленями.

Нинхурсаг

Храм Нинхурсаг в Убаиде. Раннединастический период, сер. III тыс. до н.э.

  • Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах – горельефы лежащих бычков. У входа в храм – две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

Голова Саргона Древнего, Ниневия

Рельеф Урнанш, правитель города Лагаша

  • Так как исходным материалом для развития искусства была глина, а не камень, то пластичность и мягкость глины обусловило плавность линий, а не угловатость и плоскостность. Месопотамский рельеф и скульптура не высекаются, а лепятся от руки, поэтому нет фронтальности в изображении, а есть объемность, будь то скульптура или барельеф. Сюжеты рельефов и скульптур – культовые процессии, цари и жрецы в общении с богами, битвы и победы над врагом, закладка храма царями и царская охота.

  • Шумерская скульптура была культовой, посвятительной. Единого изобразительного канона не было. Человек изображался условно, схематически, без точных соблюдений пропорций и портретного сходства, большое значение придавалось выразительности поз, жестам и глазам. Например, женская скульптура из Лагаша или скульптура мужа и жены.
  • Чаще, скульптуру заказывали для того, чтобы поставить их в храмы, где они должны были молиться богам за своих реальных хозяев (такие скульптурки назывались адорантами ) их большие уши символизировали мудрость, а также, то, что молитва будет услышана богом.
  • Больше всего, поражали глаза, которые были большими, глубоко посаженными и инкрустировались цветными камнями, что придавало взгляду выразительность. Руки обычно сложены на груди. Скульптуры были небольшими – 15-20 см.


Геральдический мотив серебряной вазы Энтемены.

  • В шумерском искусстве множество изображений животных. Например, один сюжет присутствует на медном рельефе, добытом из раскопок в Уре и серебряной вазе Энтемены, царя Лагаша. На первом, объемное изображение подчеркивает величественность рисунка – это изображение орла и двух оленей, причем не в профиль, а в фас. На втором, композиция повторяется четыре раза, с добавление двух львов, двух коз. Не смотря на символическое изображение борьбы, поза животных совершенно спокойна.

Ваза Энтемены из Лагаша : корпус из серебра , днище из меди.


  • В скульптуре животных, явный акцент делается на мощь и устрашение. Как правило, это либо бык, либо царь зверей – лев. Для того чтобы, придать образу гнев и сверкающий взгляд, их изображали с высунутым языком и глазами из цветных ярких камней.
  • Художники того времени очень реалистично умели предавать изображения животных, их движение.

Что шумеры сделали первыми на Земле:

  • открыли колесо,
  • изобрели гончарный круг,
  • научились отливать бронзу (т.к. для этого нужно олово, а оно не добывалось на их землях и в соседних странах, шумеры установили торговые отношения с народами долины Инд и привозили олово оттуда),
  • научились делать цветное стекло,
  • внесли свой вклад в развитие астрономии (древнейшие календари и наблюдения за планетами – отсюда точное ведение земледельческих, ирригационных работ),
  • открыли практическую математику (вычислили продолжительность года, месяца, дня, стали применять цифры в написании чисел, сложение, вычитание, умножение, деление, таблица квадратов и кубов, таблица обратных чисел),
  • открыли геометрию (вычислили площади геометрических фигур, нашли число «пи»),
  • создали библиотечные каталоги,
  • создали рецептурные справочники,
  • составили правовые кодексы,
  • создали профессиональную армию,
  • создали первые в мире художественные книги (в виде серии глиняных табличек) и многое другое.

В то же время надо понимать, что в те времена жизнь проходила под чередой непрерывных войн. Не было миролюбивых царей. Города–государства постоянно соперничали друг с другом.




Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.)


Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.) Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина 3-го тыс. до н.э. Лувр, Париж Адорант – статуя молящегося, ее дарили храму Инкрустированные глаза. Инкрустация – украшение поверхности изделия кусочками камня, дерева, металла и т.д., которые отличаются от нее цветом или материалом.






Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.)с Стела царя Нарамсина. 23 в. до н.э. Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе представлены знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.






Искусство Старовавилонского царства (20 в. до н.э. – 17 в. до н.э.) Статуя молящегося – 1750 гг. до н.э. Лувр, Париж Стела вавилонского царя Хаммурапи с текстом 247 законов. Записанных клинописью. Самый древний из существующих сборников законов. Стела царя Хаммурапи из Суз. 28 в. до н.э. Лувр, Париж


Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.) Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.)






Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.) Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.) Искусство Ассирии (9 – 7 вв. до н.э.)








Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.) Царь Саргон II. Рельеф из дворца в Дур-Шаррукине. 8 в. до н.э. Статуя царя Ашшурнасирапала II. 883 – 859 гг. до н.э. Британский музей, Лондон Гильгамеш со львом. Рельеф ворот дворца в Дур- Шаррукине. 8 в. до н.э. Лувр, Париж




Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.) Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.) Искусство Ассирии (9 – 7 вв. до н.э.) Искусство Нововавилонского царства (7 – 6 вв. до н.э.)


Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.) Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э. Этеменанки – «Дом основания неба и земли» Вавилонская башня имела грандиозные размеры = 91 х 91 м в основании и высоту 90 м или по легенде это -




Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.) Ворота богини Иштар из Вавилона. 6 в. до н.э. Государственные музеи, Берлин Львы. Изразцовая облицовка стены тронного зала царя Навуходоносора из Вавилона. 6 в. до н.э. Государственные музеи, Берлин






Для искусства Месопотамии характерно: В культуре 1. Обожженные глиняные таблички с письменами – клинопись, предтеча греческого и др. алфавитов. В архитектуре 2. Строительный материал – глина (т.к. поблизости нет ни камня, ни дерева). 3. Арочные конструкции, сводчатые перекрытия, облицовка стен красочными изразцами. 4. Фантастические существа (над богами) – сила судьбы и рока: шеду (крылатые 5-ногие быки с человеческими головами), Ламашту (львиноголовая женщина-демон), Мушхуш или Сируш («огненно-красный» дракон бога Мардука), Анзуд (орел с львиной головой) – посредник между богами и людьми, символизирующий голос судьбы, который воплощал борьбу жизни и смерти. 5. В храмах перед статуями богов – небольшие фигурки (от 10 до 70 см) – адор Анты. Пропорции человеческого тела и портретное сходство не важны. 6. В отличие от Египта, вавилонский жрец не обещал благ после смерти, но в случае послушания обещал их при жизни.


Close