Cлайд 1

Cлайд 2

Первое стекло было сделано на Среднем Востоке примерно в 3000 г. до н.э Производство стекла было медленным и дорогостоящим. В древние времена стекло было предметом роскоши, и лишь немногие могли себе его позволить

Cлайд 3

Самые древние образцы стекла обнаружены в Египте. стеклянные инкрустации из окрашенного стекла с изображениями рыб

Cлайд 4

В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к 2000 году до нашей эры. Раскопки свидетельствуют, что на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад.

Cлайд 5

Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавки меди.

Cлайд 6

Древнеримский историк Плиний- старший (79 - 23 гг. до н.э.) писал, что стеклом мы обязаны финикийским морским купцам, которые, готовя пищу на стоянках, разводили на прибрежном песке костры и подпирали горшки кусками извести, создав тем самым условия для возникновения стекломассы Исходным сырьем для изготовления стекла служили песок, известь и щелочь - органическая (зола растений) либо неорганическая (сода). В качестве красителей использовались металлургические шлаки: соединения меди, кобальта и марганца.

Cлайд 7

В стекле не найти кристаллов. Не существует в нем и резкого перехода при какой-то определенной температуре от жидкого состояния к твердому (или обратно). Расплавленное стекло (стекломасса) в большом интервале температур остается твердым. Если мы примем вязкость воды за 1, то вязкость расплавленного стекла при 1400°С составляет 13 500. Если охладить стекло до 1000°С, оно станет тягучим и в 2 млн. раз более вязким, чем вода. (Например, нагруженная стеклянная трубка или лист со временем прогибаются.) При еще более низкой температуре стекло превращается в жидкость с бесконечно высокой вязкостью.

Cлайд 8

В средние века, после развала Римской империи, перемещение технологий и секретов мастерства стеклодувов сильно замедлилось, поэтому восточная и западная стеклянная посуда постепенно приобретали все больше и больше индивидуальных отличий. Александрия так и оставалась центром производства стекла на Востоке, где делалась изящная стеклянная посуда.

Cлайд 9

К концу первого тысячелетия, существенно изменились методы производства стекла в Европе. Компонент смеси – сода заменили поташем, полученный в следствии сжигания дерева. Поэтому стекло, сделанное к северу от Альпийских гор, стало отличаться от изделий, произведенных в средиземноморских странах, например в Италии

Cлайд 10

В XI веке немецкие мастера, а в XIII веке – итальянские, освоили производство листового стекла. В конце Средневековья, центром европейского стекловарения становится Венеция.

Cлайд 11

В конце XIII века в Венеции насчитывалось уже более тысячи стекловаренных печей. Однако, частые пожары, вызываемые их круглосуточной работой, вынудили городские власти перенести производство на расположенный поблизости остров Мурано. Эта мера также давала некоторые гарантии в вопросе нераспространения технологии и сохранения тайны производства венецианского стекла, так как мастера не имели права покидать территорию острова. Изделия из стекла Мурано

Cлайд 12

В XVII веке лидерство в развитии технологии производства стекла постепенно перешло к английским мастерам. Например, Джордж Равенкрофт в 1674 г. выявил новый способ производства хрусталя. Равенкрофт заменил поташ оксидом свинца высокой концентрации и получил стекло с высокими светоотражающими свойствами, которое очень хорошо поддавалось глубокой резке и гравировке.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Стекло" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Химия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Стекло это…

Стекло - один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств - универсальный в практике человека материал. Физико-химически - неорганическое вещество, твёрдое тело; структурно - аморфно, изотропно; агрегатно все виды стёкол - чрезвычайно вязкая переохлаждённая жидкость, достигающая стеклообразного состояния в процессе остывания со скоростью, достаточной для предотвращения кристаллизации расплавов, получаемых в заданных температурных пределах (от 300 до 2500 ºС), которые обусловлены оксидным, фторидным или фосфатным происхождением их составов.

Слайд 3

История стекла

До сих пор не установлено достоверно, как и где впервые было получено стекло. Долгое время первенство в открытии стеклоделия признавалось за Египтом, чему несомненным свидетельством считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина III тысячелетия до н. э.); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений (см. выше), то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад. Египетские стеклоделы плавили стекло на открытых очагах в глиняных мисках. Спёкшиеся куски бросали раскалёнными в воду, где они растрескивались, и эти обломки, так называемые фритты, растирались в пыль жерновами и снова плавились.

Древняя ваза

Слайд 4

Свойства стекла

Стекло - неорганическое изотропное вещество, материал, известный и используемый с древнейших времён. Существует и в природной форме, в виде минералов (обсидиан - вулканическое стекло), но в практике - чаще всего, как продукт стеклоделия - одной из древнейших технологий в материальной культуре. Структурно - аморфное вещество, агрегатно относящееся к разряду - твёрдое тело. В практике присутствует огромное число модификаций, подразумевающих массу разнообразных утилитарных возможностей, определяющихся составом, структурой, химическими и физическими свойствами.

Слайд 5

В настоящее время разработаны материалы чрезвычайно широкого, поистине - универсального диапазона применения, чему служат и присущие изначально (например, прозрачность, отражательная способность, стойкость к агрессивным средам, красота и многие другие) и не свойственные ранее стеклу - синтезированные его качества (например - жаростойкость, прочность, биоактивность, управляемая электропроводность и т. д.). Различные виды стёкол используется во всех сферах человеческой деятельности: от строительства, изобразительного искусства, оптики, медицины - до измерительной техники, высоких технологий и космонавтики, авиации и военной техники.

Слайд 6

Стеклообразующие вещества

К стеклообразующим веществам относятся: Оксиды: SiO2 B2O3 P2O5 ТeO2 GeO2 Фториды: AlF3 и др.

Слайд 7

Художественное стекло

Художественное стекло - очень давний промысел. Из стекла делали не только посуду, оконное стекло, линзы и другие утилитарные предметы, но и самые разные художественные изделия. Выдувание стекла - операция, позволяющая из вязкого расплава получить различные формы - шары, вазы, бокалы. Важнейший рабочий инструмент стеклодува, его вдувальная трубка, это полая металлическая трубка длиной 1-1,5 м, на одну треть обшитая деревом и снабжённая на конце латунным мундштуком. Пользуясь трубкой, стеклодув набирает из печи расплавленное стекло, выдувает его в форме шара и формует. Готовое изделие отшибают от трубки на вилы и несут в отжигательную печь. Оставшийся от отшибания след (насадок, колпачок) приходится удалять шлифовкой

Слайд 8

Виды стекол

В зависимости от основного используемого стеклообразующего вещества, стекла бывают оксидными фторидными, сульфидными и т. д. Базовый метод получения силикатного стекла заключается в плавлении смеси кварцевого песка (SiO2), соды (Na2CO3) и извести (CaO). В результате получается химический комплекс с составом Na2O*CaO*6SiO2. Кварцевое стекло получают плавлением кремнезёмистого сырья высокой чистоты (обычно кварцит, горный хрусталь), его химическая формула - SiO2. Кварцевое стекло может быть также природного происхождения, образующееся при попадании молнии в залежи кварцевого песка. Оптическое стекло - применяют для изготовления линз, призм, кювет и др. Химико-лабораторное стекло - стекло, обладающее высокой химической и термической устойчивостью.

ОПТИЧЕСКОЕ СТЕКЛО

Елена Красавина
Конспект занятия «История создания стекла»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СТЕКЛА .

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Задачи : познакомить детей со стекольным заводом и его изделиями; расширить и систематизировать знания детей о производстве стекла , особенностях стекла и стеклянной посуды ; формировать умение видеть противоречивость явлений и решать проблемные ситуации; развивать слуховое внимание.

Целевые ориентиры дошкольного образования : выражает положительные эмоции, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр и экспериментов.

Словарь : стекольный завод , мастер-стеклодув , художник стеклянной посуды ; стеклянная ; стекло тонкое , прозрачное, цветное, легкое, легко бьющееся, хрупкое, разбивается.

Материалы и оборудование : стеклянные изделия , пластмассовая чашечка, бумажный стаканчик. Камушки, металлическая палочка, мыльная вода и соломинки.

организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Звучит музыка. Входит королева.

2. Знакомство с Королевой стеклянной страны .

Королева стеклянной страны :

– Я – Королева стеклянной страны . Хотите знать, в какой стране я живу?

Воспитатель : Ребята, для этого нам необходимо отгадать загадки.

(Королева стеклянной страны загадывает загадки) .

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь – разобьюсь.

(стекло )

Очень хрупко и прозрачно,

В пользу людям предназначено.

(стекло )

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь – разобьется.

(стекло )

Королева стекла :

–Правильно! Это стекло . Сегодня я приглашаю вас в свою стеклянную страну и расскажу вам о стекле и стеклянной посуде . Какие предметы из стекла вы знаете ? Где можно встретить стекло и стеклянные изделия ? Рассмотрите стеклянные предметы на столе . Какими словами вы можете сказать о стекле и стеклянных предметах ? (Стеклянная , прозрачная, тонкая, хрупкая, цветное стекло , разбивается, легко бьется, бьющееся.)

«Скажи наоборот» : легкий – тяжелый, прозрачный – темный, звонкий – глухой, бьется – не разбивается, стеклянный – деревянный , хрупкий – твердый.

Королева стеклянной страны :

– У всех жителей стеклянной страны есть одна красивая тайна. Они откроют ее, если по стеклянному предмету легонько ударить. И тогда стекло зазвенит .

«Узнай предмет по звону» .

Вначале дети слушают, как звенит каждый предмет, затем воспитатель ударяет по предмету за ширмой. Дети угадывают, какой предмет звенит. После этого воспитатель и дети обсуждают, почему предмет звенит. (От удара стекло начинает мелко и часто дрожать. Эти колебания передаются воздуху вблизи предмета. В конце концов дрожание воздуха доходит до наших ушей и мы слышим : «Дзинь!» )

4. Беседа о стекле .

Королева. Моя страна необычная : все предметы в ней стеклянные . Подумайте, быть стеклянным – это хорошо или плохо? Поиграем в игру «Хорошо – плохо» . «Хорошо» : хорошо пить из стеклянной посуды (она прозрачная, видно, что пьешь) ; гладкая (хорошо моется, не уколешься, красивая, легкая; «плохо» : стеклянные предметы легко бьются, можно пораниться, нельзя ставить на огонь, трескаются от мороза.

– А вы знаете, как делают стекло ?

Воспитатель рассказывает легенду о рождении стекла , в этот момент Королева стеклянной страны присаживается к детям.

Давным-давно шли по пескам пустыни усталые путники. Развели они на привале костер, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили его кусками природной соли, которую везли на продажу. Всю ночь полыхал на ветру огонь, а в сердце его свершалось таинство слияния соли с песком. И родилось чудо! Твердый, как камень, прозрачный, как прохладные воды ручья, сверкающий на солнце слиток лежал утром на отгоревшем кострище. Люди впервые увидели стекло…

– Из чего «варят» стекло ? Где делают стекло и стеклянную посуду ? Как называют человека, который создает стеклянные изделия ? Почему его так называют? Произнесите медленно : стеклодув . Из каких частей состоит это слово? Каким инструментом пользуется мастер-стеклодув для выдувания стекла ? Что выпускает стекольный завод ?

– Не хотите ли вы стать мастерами-стеклодувами ?

Воспитатель раздает трубочки и мыльную воду. Дети пускают пузыри.

5. Физкультминутка :

Вот студеною зимой (дети машут руками)

Дует ветер ледяной,

И вздымает снега тучу (дети выполняют круговые движения руками)

Он суровый и могучий

Зайцы прячутся в кустах, (дети садятся в глубокий присест на несколько минут и встают)

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит, (дети машут руками)

Но утихла злая вьюга

Солнце светит в небесах (потягивание- руки в стороны)

Скачет по полю лиса (прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся (ходьба)

И домой к себе вернемся. (садятся на свои места)

6. А теперь мы с вами узнаем свойства стекла :

1 эксперимент. Ребята, через стекло проникает свет , значит оно какое? (стекло прозрачное ) .

Давайте скажем : «Стекло прозрачное » . Это будет первое свойство стекла и чтобы убедиться в этом проведем эксперимент. Подойдите ко мне 2 девочки. У вас на столе 2 кружки. Сейчас мы определим какая кружка из стекла . Дети кладут цветные шарики в кружки. Ребята какого цвета шарик в этой кружке (из стекла , правильно, а в другой? Не видно. Значит какая кружка из стекла , скажи Карина? Какой мы делаем вывод? Стекло прозрачное .

Где используют прозрачное стекло ? Для изготовления посуды, окон, стекол для очков…

2 эксперимент. У меня два стакана. Это какой (показываю стеклянный стакан ? Я наливаю в него воду. А этот какой стакан (показываю бумажный стакан? Я наливаю в него воду. Ой, что происходит (вода из бумажного стакана начинает течь? Почему из бумажного стакана течет вода (потому что бумага пропускает воду? Почему из стеклянного стакана не течет вода (потому что он не пропускает воду? Правильно, какой сделаем вывод? Второе свойство стекла водонепроницаемость , стекло не пропускает воду .

3 эксперимент. У меня на столе стоит 3 чашки, из чего они сделаны? (из 3 прозрачных чашек 1- пластмассовая) . Давайте проверим чашки используя свойства стекла . (Воспитатель с детьми, используя свойства стекла определяют , что все чашки стеклянные ). Так что получается, что все чашки стеклянные (да? Сейчас я вот этой палочкой легонько ударю по стеклянным изделиям . Ребята, что вы слышите (мелодичный звук, звук похожий на музыку? Значит 3 свойство стекла – это мелодичность .

4 эксперимент. А вот у меня на столе 3 чашки. Как вы думаете из чего они сделаны? (на столе стоит прозрачная чашка, частично окрашенная, полностью окрашена). Сейчас проверим (воспитатель с детьми, применяя знакомые свойства стекла , рассматривают чашки и доказывают, что они стеклянные ).4 свойство стекла – способность окрашиваться. Ребята, что делают из цветного стекла ?

5 эксперимент. А что произойдет, если я уроню стеклянный предмет (разобьется? Правильно, значит можно сказать, что оно какое (хрупкое? 5 свойство стекла- оно хрупкое . Будем проводить опыт? Конечно нет, будет очень жалко и обидно, если разобьется красивое изделие. Ребята, а у вас дома разбивалось, что-то стеклянное ? Давайте еще раз повторим 5 свойство стекла (стекло хрупкое ) . Как нужно обращаться со стеклянными изделиями ? Как надо собирать разбитое стекло (веником на совок смести, собирать в перчатках? А если человек в очках, что произойдет, если разобьется стекло в очках (может поранить глаз? Правильно ребята, со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно. Поэтому в детском саду не разрешается использовать стеклянные изделия .

Давайте вспомним все свойства стекла .

Королева стеклянной страны : Ребята, какие вы молодцы! Как много интересного я узнала! Вот вам волшебный мешочек, я хочу вас угостить за хорошую работу. Спасибо вам! До свидания.

7. Рефлексия.

– С кем вы познакомились на занятии ?

– Что вы узнали о стекле ?

Сегодня мы не можем представить себе жизни без использования стекла.
Куда ни глянь, везде нас окружают стеклянные изделия - посуда, бутылочки, пузырьки. Самое главное в нашей жизни - окна!
Стекло может быть цветным и прозрачным, легко бьющимся и пуленепробиваемым.
Но главное, за что ценили его люди с древних времен, - это прозрачность, способность пропускать свет. Ведь было время, когда окна в домах завешивали бычьими пузырями или вставляли в них слюду - пластинчатый минерал, способный хоть в некоторой мере пропускать свет. Оказывается, для людей это так же важно, как для большинства животных и растений на Земле.
Но долгое время стекло - и стеклянные окна, и изделия из стекла - считалось предметом роскоши. Ведь получить стекло не так-то просто!

Это обыкновенное стекло

Из истории стекла

Стекло - это застывшая жидкость. Стекольную жидкость получают в специальных стекловаренных печах, а потом охлаждают.
Самым древним стеклянным изделием считается голубой амулет, найденный археологами в Египте. Этому амулету 12 тысяч лет.

Первое описание получения стекла встречается в заметках древнегреческого историка Плиния. Плиний повествует о том, как за много лет до наступления нашей эры финикийские мореплаватели плыли на кораблях из Африки домой, в Финикию. Они везли природную соду. На ночлег моряки высадились на пустынном берегу, сплошь покрытом песком. Финикийцам нужно было соорудить очаг, чтобы приготовить себе еду. Но вокруг не было крупных камней - ничего, кроме песка. Тогда догадливые мореплаватели взяли несколько кусков соды, по жесткости напоминавших камни, сложили из них очаг и развели костер. А на крупные куски соды поставили котел с водой. Они приготовили пищу, поели и легли спать. А наутро обнаружили под котлом странное вещество: оно было тонким и пропускало свет. Это было стекло, возникшее из песка и соды, разогретых стоявшим на них котлом. Так будто бы было получено первое стекло.

Сода и сейчас является обязательной составляющей стекольного производства.

В Древнем мире стеклянные изделия высоко ценили. Древние египтяне делали из стекла флаконы для благовоний, бусины для украшений. Древние греки и древние римляне стали использовать стекло для изготовления сосудов, из которых можно пить.

Но потом, с нашествием варваров, производство стекла пришло в упадок.

Новый этап в развитии стекольного производства начался в средневековой Европе. Родоначальниками изделий из стекла считаются венецианцы. Венеция славилась своим стеклом не только по праву первенства, но и за его качество. Венецианское стекло было особенно прозрачным. У венецианских мастеров был свой секрет.

Делать стекло они научились у сирийцев. Ведь Венеция была торговым городом. Венецианские купцы, рискуя жизнью, отправлялись за диковинными товарами в далекие восточные страны - за коврами, пряностями. И за стеклянными изделиями. Сирия ими славилась. Однако стекло - материал хрупкий. Штормы и тряские дороги не всегда позволяли доставить его в целости. Однако венецианцы научились с толком использовать разбитые вещи: они расплавляли их в печах и добавляли в стекольный раствор.
И без того прозрачное стекло приобретало за счет этого особую чистоту и блеск.

Из стекла венецианцы делали тонкостенные, очень изысканные сосуды и украшали их лепными цветами, фигурками фантастических животных и птиц. Каждая из таких вещей стоила небольшого состояния.

Однако секреты производства стекла в Венеции хранились в строгой тайне. Мастеров по изготовлению стекла называли стеклодувами: с помощью специальных трубок они выдували из расплавленного стекольного раствора различные формы. Стеклодувов в городе очень ценили и уважали, но им не разрешалось покидать Венецию, а за разглашение секрета полагалась смертная казнь.

Тем не менее производство стекла стало развиваться и в других городах Европы, и в России.

Первый стекольный завод в России заложил Петр Первый. Завод был построен на Воробьевых горах. В развитие отечественного стекольного дела внес большой вклад ученый Михаил Ломоносов. Он основал под Петербургом фабрику и лично руководил производством цветного стекла для изготовления мозаики.

Сначала люди делали из стекла украшения и посуду. Со временем они научились не только выдувать формы из стеклянной жидкости, но и охлаждать ее в листы. Из таких листов стали делать оконные стекла и позднее зеркала.

Время хрусталя

Время хрусталя начинается в XVIII веке. Мастера Древнего мира о нем ничего не знали. Изобретен он был в Англии.

В это время европейские стеклоделы увлекаются различными экспериментами по производству стекла: пытаются получить непрозрачные, матовые стекла, стекла различных цветовых оттенков. Англичане пошли по другому пути: они стали добавлять в стекло соли расплавленного свинца и обнаружили, что стекло от этого становится особенно ярким, особенно прозрачным, твердым. Такое стекло можно резать, как драгоценный камень.

До этого встречались изделия из природного минерала - горного хрусталя. Но стеклянный хрусталь более яркий, более прозрачный.

Изготавливать хрустальные изделия очень трудно. И хотя мы можем встретить в магазинах чешский хрусталь, хрусталь отечественного производства, хрусталь самого высокого качества до сих пор производится в Англии.

Тем не менее в России существует даже город со стеклянным названием - Гусь- Хрустальный, в котором существует специализированный завод.

Еще хрусталь производят в городе Дятьково. И там, при заводе, создан музей хрустальных изделий.

Обрабатывают хрусталь с помощью специальных вращающихся кругов из алмаза и расписывают с помощью маленьких колесиков, называющихся гранями.

Изделия из хрусталя считались особым шиком и пользовались успехом у русских царей.

Так, хрустальными бокалами и другими изделиями сервировались столы в царствование Александра II. Любил хрустальные бокалы и царь Николай II.

Сегодня хрусталь доступен не только царям. И во многих домах можно обнаружить изысканные вещи из стекла, особым образом преломляющие солнечный свет и создающие эффект радуги, а также издающие при легком касании друг к другу чудесный звон.

ЕСТЬ ИДЕЯ!

Выставка «волшебных» стеклышек

Организуйте с детьми выставку изделий из стекла. Можно локализовать задачу и собирать, к примеру, только стеклянные пузырьки и бутылочки разного размера, цвета и фактуры.

Пусть дети в результате наблюдений попробуют сказать, что общего между всеми экспонатами на выставке и чем они отличаются; назовут различные свойства стекла: прозрачность, способность биться, удерживать жидкость и т.п. Имейте в виду, что первые два свойства распространяются не на все стеклянные изделия.

Покажите детям соду. Расскажите, что это вещество не всегда было известно людям, но именно оно привело к открытию секрета производства стекла.

Попробуйте составить список областей, в которых используются стеклянные предметы.

Понаблюдайте, как преломляет свет изделие из хрусталя. Предложите детям нарисовать хрустальную вазу, «поймавшую солнечный луч».

Публикация статьи произведена при поддержке компании «ГлавОкна», занимающейся остеклением квартир, коттеджей, балконов и лоджий. Пластиковые окна , производимые компанией рассчитаны на любой бюджет. На сайте вы можете заполнить форму для расчета цены пластиковых окон для вашего объекта. Широкий выбор качественных профилей, теплые стеклопакеты, ламинирование «под дерево». Компания гарантирует правильную установку, долгую и комфортную эксплуатацию окон ПВХ, предоставляет гарантию на 5 лет, а так же беспроцентную рассрочку.


Close