Тема урока:

Социализация. Агенты социализации.


1.Профессиональные интересы, склонности и способности

2.Социализация.

3.Агенты социализации.


Интересы – это побуждения познавательного

характера. Интересы связаны с потребностью

человека.

Интересы различают:

  • по содержанию (например, музыкальные, технические);
  • по широте (широкие, т.е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);
  • по глубине (глубокие или поверхностные);
  • по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Профессиональный интерес – это эмоционально

окрашенное отношение человека к определённому виду

деятельности.


Склонность

Склонность – это нечто большее чем просто

познавательное побуждение, это активное, сознательное преобразующее отношение к чему- либо.

  • Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение разных знаний или на создание каких-либо вещей, предметов.
  • Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Интересы

Склонности

Хочу знать

Хочу сделать


Способности

Способности - это индивидуальные

особенности личности, обеспечивающие ему

успех в деятельности.

Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность .

  • Талант выдающиеся способности личности в определённой деятельности.
  • Гениальность наивысшая степень творческих проявлений личности.

Виды способностей

СПОСОБНОСТИ

Общие

Специальные

Педагогические,

спортивные,

технические,

математические,

художественные,

организаторские,

литературно-лингвистические

Интеллект,

работоспособность,

целеустремлённость и др .


Понятие и сущность социализации

В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где первоначально означал «обобществление». Американский социолог Гиддингс в 1887 году в книге «Теория социализации» впервые употребил его в значении применительно к человеку – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную область исследований.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.


Социализация- это

  • начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм.

Стадии социализации:

  • Детство Юность Зрелость Старость
  • Начальная Продолженная

(ранняя) (зрелая)


  • Вторичная (продолженная)

Овладение индивидом специальными знаниями и навыками - профессиональная социализация;

Включение индивида в систему общественного разделения труда;

Изменение образа жизни человека в связи с исключением из среды производства

(зрелость, старость).

  • Первичная (ранняя или начальная)

Приобретение индивидом общекультурных знаний, освоение первоначальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей

(детство, юность)

Стадии социализации


Факторы и средства социализации

Факторы

социализации

Мегафакторы

(мега – очень

всеобщий)

Макрофакторы

(макро – большой)

Мезофакторы

(мезо – средний,

промежуточный)

Микрофакторы

общество,

государство

типу поселения, в которых они

живут (регион, село, город, поселок);

по принадлежности к аудитории тех

или иных СМК (радио, телевидение);

по принадлежности к тем или иным

субкультурам

семья, домашний очаг, сосед-

ство, группы сверстников,

воспитательные, общественные,

государственные, религиозные

и частные организации,

миросоциум


  • Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное . Это процесс формирования личности , который осуществляется в результате взаимодействия с себе подобными.

  • Социализация – это поиск человеком своего социального места, обретение политической (права голосовать и быть избранным), экономической (устройство на работу), социальной (создание собственной семьи, отделение от родителей) самостоятельности.

  • Агенты- конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
  • Институты - официальные учреждения, формальные организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Агенты социализации-

конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей

Родители, братья, сестры, родственники, учителя (первичная социализация)

Сотрудники телевидения, предприятия, полицейские (вторичная социализация)

Институты социализации- это социальные

учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его

Семья, школа (первичная социализация)

Средства массовой информации, армия, церковь

(вторичная социализация)


Виды социализации

Первичная социализация

сущность

Вторичная социализация

Сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека

Агенты и институты

Родители, братья, сестры, родственники, друзья, тренеры

Сфера социальных, формальных отношений

Их функции

Государство, производство, СМИ, армия, суд, церковь, школа.

Каждый- множество функций, взаимозаменяемы

Узкоспециализированы: каждый- 1-2 функции


  • Покажите на 3 примерах воздействие различных социальных институтов на социализацию личности ( C6 . стр. 53 ТЗ).
  • Назовите любые 3 фактора социализации личности.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Составьте 2 предложения, содержащие информацию о социализации личности. (С5.стр. 34 ТЗ)

А4 стр. 46 ТЗ

А)В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

Б)В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

1)Верно А; 3)верны оба;

2) Верно Б; 4) оба неверны.

Подобные документы

    Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

    курсовая работа, добавлен 28.06.2013

    Этапы развития личности в процессе социализации. Результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Концепция социализации личности как единство индивидуальных способностей и социальных функций человека.

    курсовая работа, добавлен 20.10.2014

    Социализация как процесс и результат вхождения индивида в систему общественных отношений, основные этапы и факторы, влияющие на данный процесс. Организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации. Типология жертв неблагоприятных условий.

    презентация, добавлен 23.10.2014

    Понятие, механизмы, институты, особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социально-психологические воздействия на уровне ближайшего окружения индивида.

    реферат, добавлен 05.02.2011

    Понятие процесса социализации как сложного многогранного процесса очеловечивания человека. Механизмы и стадии социализации. Фазы социализации личности: адаптация, самоактуализация и интеграция в группу. Этапы развития личности по Эриксону, взросление.

    контрольная работа, добавлен 27.01.2011

    Школа как воспитательная организация. Функции школы как социальной организации. Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида. Социализация личности в процессе образования.

    контрольная работа, добавлен 22.04.2016

    Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.

    курсовая работа, добавлен 17.03.2012

    Понимание личности как социального явления. Философия личности с точки зрения социологии и ее социальные роли. Социальное положение (позиция) индивида - его место в определенной конкретной социальной структуре. Сущность процесса социализации личности.

    контрольная работа, добавлен 27.08.2012

    Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

    реферат, добавлен 27.01.2011

    Этапы социализации, включения человека в социальную структуру общества. Задачи СМИ по удовлетворению информационных потребностей личности. Влияние коммерческой рекламы на неокрепшую психику и сознание детей, формирование с помощью СМИ ложных ценностей.



















1 из 18

Презентация на тему: Человек в процессе социализации

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

План: 1. Социализация как социально-педагогическое явление. 1.1. Понятие и сущность социализации. 1.2. Этапы и агенты социализации. 1.3. Факторы и средства социализации. 1.4. Механизмы и структура процесса социализации.2. Оценочное состояние человека в социализации. 2.1. Человек как объект и субъект социализации. 2.2. Человек как жертва социализации.

№ слайда 3

Описание слайда:

1. Социализация как социально-педагогическое явление1.1. Понятие и сущность социализации В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономики, где первоначально означал «обобществление». Американский социолог Гиддингс в 1887 году в книге «Теория социализации» впервые употребил его в значении применительно к человеку – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную область исследований. Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

№ слайда 4

Описание слайда:

Выводом является понимание того, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

№ слайда 5

Описание слайда:

1.2. Этапы и агенты социализации Социализация человека имеет особенности на различных этапах. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и все они достаточно условны. I этап – младенчество (от рождения до 1 года). II этап – раннее детство (1-3 года). III этап – дошкольное детство (3-6 лет). IV этап – младший школьный возраст (6-10 лет). V этап – младший подростковый возраста (10-12 лет). VI этап – старший подростковый возраст (12-14 лет). VII этап – ранний юношеский возраст (14-18 лет). VIII этап – юношеский возраст (18-23 год). IX этап – молодость (23-30 лет). X этап – ранняя зрелость (30-40 лет). XI этап – поздняя зрелость (40-55 лет). XII этап – пожилой возраста (55-65 лет). XIII этап – старость (65-80 лет). XIV этап – долгожительство (свыше 80 лет).

№ слайда 6

Описание слайда:

Важную роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации. Различают первичные и вторичные агенты социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Первичные агенты – те, которые эмоционально связаны с ребенком (семья, близкие родные). Вторичные агенты многочисленные и условно подразделяются на несколько ступеней:люди, принимающие на себя функции первичных агентов;сверстники;общественные агенты (представители администрации школы, университета, предприятия, армии);вынужденное взаимодействие (пассажиры в метро, трамвае).

№ слайда 7

Описание слайда:

1.3. Факторы и средства социализации Социализация протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, влияющих на развитие людей. Эти действующие на людей условия называются факторами. Они не все выявлены, а выявленные – не все достаточно изучены. Изученные факторы условно можно объединить в четыре группы:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Средства социализации Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфическим для общества, для социального строя, для возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в организациях.

№ слайда 11

Описание слайда:

1.4. Механизмы и структура процесса социализации Механизмы социализации Социально-психологические механизмы социализации: импринтинг (запечатление); экзистенциальный нажим; подражание; идентификация (отождествление);- рефлексия. Социально-педагогические механизмы социализации: традиционный; институциональный; стилизованный; межличностный.

№ слайда 12

Описание слайда:

Социально-психологические механизмы Социально-психологические механизмы затрагивают сознание и подсознание. Импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Преимущественно работает в младенчестве, раннем детстве, хотя может быть и на более поздних этапах.Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами (приспосабливаемость). Подражание – следование какому-либо примеру, образцу (один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта).Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества.

№ слайда 13

Описание слайда:

Социально-педагогические механизмы Традиционные механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально создаваемыми для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и средства массовой коммуникации). Средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только через трансляцию определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – комплекс морально-психологических черт и поведенческих представлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура влияет на социализацию человека если ее носители группы людей (коллеги, сверстники) референтны (значимы) для него. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Этот механизм выделяется как специфический, так как в основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации.

№ слайда 14

Описание слайда:

Структура процесса социализации Процесс социализации можно условно разделить на четыре составляющие: 1 – стихийная социализация человека под влиянием обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями; 2 – относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организацион-ные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп и социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т.д.). 3 – относительно социально контролируемая социализация (воспитания) – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития и воспитания человека; 4 – более или менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения) в соответствии с индивидуальными ресурсами и объективными условиями жизни и вопреки им.

№ слайда 15

Описание слайда:

2. Оценочное состояние человека в социализации2.1. Человек как объект и субъект социализации Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации, так как общество заинтересовано в том, чтобы человек: успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), смог участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д. Требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Уровень этих требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются (возрастная и общественная социализация). Человек как объект социализации обязан освоить роли и ожидаемое поведение в отношении семьи и общества, а также развить удовлетворительные связи с другими людьми.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Человек становится полноценным членом общества, только проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе, т.е. будучи субъектом социализации. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность. Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он осознанно или неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет субъектность и субъективность. Условно можно выделить три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физи-ческого и сексуального развития. На каждом возрастном этапе человек усваивает телесный канон, свойст-венный той культуре, в которой он живет (эротика, порнография), эле-менты этикета, символики, кинеси-ческого языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с полоро-левым поведением; реализует физи-ческие и сексуальные задатки; ведет здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, управление своим психо-физическим состоянием); пере-страивает стиль жизни в соответст-вии с индивидуальными возможнос-ями. Социально-культурные задачи познавательные, морально-нравст-венные, ценностно-смысловые объективно определяются общест-вом в целом, а также этнорегиональ-ными особенностями и ближайшим окружением человека. Специфические социально-культур-ные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жизни общества. От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей. Социально-психологи-ческие задачи это становление самосознания личнос-ти, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализа-ция и самоутверждение. Самосознание личности – это достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, причем необходимо чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности резулта- том и процессом самореализации.

№ слайда 18

Описание слайда:

2.2. Человек как жертва социализации Человек не только объект и субъект социализации, но он может стать ее жертвой. Это связано с тем, чтопроцесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Успешная социализацияпредполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность вопределенной мере противостоять обществу. В процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его вобществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе иобособлением в нем. Люди, не способные сохранить баланс между адаптацией и обособлением, могут стать жертвамисоциализации. К ним, прежде всего, относятся конформисты и диссиденты. Конформист – полностью адаптированный в обществе и не способный противостоять ему. Диссидент – человек, не адаптированный в обществе, но достаточно активно обособленный. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которыххарактерно наличие опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. На каждом возрастномэтапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человеканаиболее вероятно. К ним относятся: нездоровье родителей, пьянство, питание, гипо- и гиперопека,негативное отношение, девиантное поведение родителей и т.д. Произойдет ли столкновение человека с этими опасностями зависит от его индивидуальныхособенностей. Виды жертв неблагоприятных условий социализации:реальные – инвалиды, люди с психико-соматическими дефектами и отклонениями;потенциальные – люди с пограничными психическими состояниями; мигранты из страны в страну, из региона и т.д.; дети, родившиеся в семьях с низким моральным, экономическим и культурным уровнями; представителей инонациональных групп в местах комплексного проживания другого этноса;латентные – высокоодаренные люди, условия социализации которых недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают. Таким образом, человек выступает во всех трех ипостасях – объекта, субъекта и жертвы и в стихийной, и в направляемой, и в социально-контролируемой социализации.

Социализация личности






Цели урока:

  • определить степень усвоения основных знаний (деятельность, игра, труд);
  • продолжить работу над формированием умения находить нужный материал по заданной теме а, показать практическую направленность предмета;
  • развитие у учащихся интереса к творческой деятельности, умения работы в группе, продолжить формирование коммуникативных навыков.

Цели урока:

  • вспомнить основные понятия, связанные с деятельностью человека(деятельность, игра, труд);
  • Работая самостоятельно с материалом, разработать схему социализации личности в обществе, используя понятия «социализация, адаптация, этапы социализации, жизненный цикл, его этапы, агенты и институты социализации (первичные и вторичные); ресоциализация и десоциализация;»


Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.


обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире),

взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диа­пазоне от 10 до 20 лет).


Процесс социализации проходит через несколько стадий , которые социологи называют жизненными циклами :

детство,

юность,

зрелость

старость .


  • Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей , приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни.

По степени достижения результата различают

начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности,

продолженную, или зрелую , социализацию, охватывающую зрелость и старость.


  • Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Агенты социализации

агенты первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.

агенты вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.)


  • Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние .

Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Институты социализации

институты

первичной социализации

(семья, школа)

институты

вторичной социализации



Агенты и институты социализации выполняют две основные функции :

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем,

насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.


  • Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации .

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации .

Институты вторичной социализации (средства массовой информации, армия, церковь.)





Задание по теме


1.Процесс воздействия на индивидов общества, осуществляющийся на протяжении всей их жизни, в результате которого люди накапливают социальный опыт и становятся личностями, называется __________________________ .


2.Ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования - это ________


3.Процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире - это ________

4.Социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет - это ________


5 . Назовите жизненные циклы социализации и ее виды.


6. Конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей - это ________





Назовите их.

11. Они выполняют две основные функции :

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

  • 13.Утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни – это ______

14.Процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни – это ______

Ответы:

  • Социализация
  • Адаптация
  • Обучение
  • Взросление
  • Детство, юность, зрелость, старость
  • Агенты
  • Агент первичной социализации
  • Агент вторичной социализации
  • Институты социализации
  • Родители, братья, сестры, близкие; армия, школа, церковь
  • Агенты и институты социализации
  • Поощрения и наказания
  • Десоциализация
  • Ресоциализация

Этапы социализации Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.


Стадии социализации Дотрудовая стадия. Ранняя социализация от рождения до поступления в школу; Стадия обучения – школьные годы, студенчество (ВУЗ – двоякое отнесение). Трудовая стадия. Идея социализации как непрерывного процесса, непрерывного образования. Специфика социализации взрослых. Послетрудовая стадия. Идея «десоциализации», свертывания социальных функций. Роль пожилых людей при воспроизводстве социального опыта. Изменение типа активности.




Социализация – это двусторонний процесс, включающий: усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; процесс активного воспроизведения индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Термин «социализация» отличают от смежных понятий «развитие личности» и «воспитание».


Институты социализации Институты социализации - конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают транслятором социального опыта (Белинская, Тихомандрицкая). Дотрудовая стадия: семья, дошкольные детские учреждения, школа, группы сверстников, учебные заведения. Трудовая стадия: трудовой коллектив, команда, организация. Послетрудовая стадия: общественные организации, членами которых являются пенсионеры.


Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознания долга перед обществом, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение его антисоциальных проявлений.


Три сферы становления личности: деятельность На протяжении процесса социализации происходит расширение «каталога» деятельностей. Три важных процесса: Ориентировка в системе связей (через личностные смыслы); Центрирование вокруг главного (возникновение иерархии личности); Освоение новых ролей и осмысление их значимости


Три сферы становления личности: общение Общение в контексте социализации рассматривается со стороны его расширения и углубления: расширение общения понимается как умножение контактов с другими людьми, специфика этих контактов в каждом возрасте; углубление общения – это переход от монологического общения к диалогическому.


Три сферы становления личности: самосознание Процесс социализации означает становление в человеке образа «Я»: отделение этого образа от деятельности; интерпретация «Я»; Социальная психология: каким образом включение человека в различные социальные группы запускает этот процесс?


ВЫВОДЫ: социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду; становление личности происходит в трех сферах: деятельность, сознание, общение; особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии; в современных условиях формируется активная жизненная позиция личности.


Close